В европейской акции "Ночь музеев-2006" Смоленский государственный музей-заповедник участвует второй раз. В эту Музейную ночь около 500 человек стали посетителями музея С.Т. Конёнкова - нашего прославленного земляка, выдающегося мастера, чьё имя известно во многих странах мира. После реконструкции музей стал открытием для многих из них.
Красота человеческого тела - именно таким был девиз этой необычной ночи. Для зрителей было подготовлено музыкально-театрализованное представление "Ночь оживших скульптур". В залах музея воплотились 4 темы: первая - "Конёнков и миф о Самсоне". "Самсон, разрывающий узы" оживал в пантомиме мастеров бодибилдинга и легенде, которую рассказывал Н.С. Коншин, заслуженный артист России. Музыкально-пластическое приношение театра "Молодого балета" в память великой танцовщицы раскрывало тему "Конёнков и Айседора Дункан". Всё действие происходило около обнажённых, которые являлись для скульптора гимном человеческой красоты. Здесь же в этом зале демонстрировалось современное искусство боди-арт, которое показали на девушках-моделях известные смоленские художники в сопровождении музыкального речитатива Юлии ANARCHY и Вениамина. Так была воплощена третья тема Музейной ночи - "Обнажённые женские образы в творчестве С.Т. Конёнкова и новое искусство - роспись по обнажённому телу".
Сказочные скульптуры "Пан" и "Наяда" превратились на время в ожившие персонажи. Именно они представляли посетителям тему "Народные корни Конёнкова в фольклорных традициях смоленской земли". Студентам института искусств удалось прекрасно воссоздать атмосферу народного праздника, которую видел С.Т. Конёнков в детские и юношеские годы в деревне Караковичи на Смоленщине. С воодушевлением выступил фольклорный ансамбль, прошли народные игрища, звучала народная музыка.
Проект осуществлялся при поддержке Департамента Смоленской области по культуре, информационной поддержке СМИ нашего региона.
Анастасия Петракова "Ночь оживших скульптур". В ночь с 20 на 21 мая в Смоленске (во второй раз!) произошло событие, выбивающееся из узких рамок традиционного искусства. В музее скульптуры Сергея Конёнкова состоялась арт-акция "Ночь оживших скульптур" в формате Европейской "Ночи музеев-2006". Основная цель шоу - привлечь внимание широкой публики к музеям, их коллекциям и ультрановым возможностям. В данном случае - сделать "прививку творчества" молодёжи, познакомив неспящих и любопытных с творческим наследием всемирно известного ваятеля С. Т. Конёнкова, а также продемонстрировав возможности современного искусства.
Конёнков и боди-арт. Последним - вербальным - завещанием Сергея Конёнкова стали слова: "Дорогим землякам дарю своё искусство". Дар был принят - в эту ночь многие смоляне, даже и не подозревавшие, что музей хранит сокровища, оценивающиеся во многие сотни тысяч долларов, смогли воочию познакомиться с удивительными творениями скульптора. Конёнкова, умевшего вдохнуть жизнь в бездушную деревяшку и превратить её в тёплое женское тело или лукавого лешего… Зрители, усевшись по-домашнему на подушки, вовсю наслаждались музыкально-пластическим приношением театра Елены Егоровой "Молодой балет" в память великой Айседоры Дункан, обнажёнными женскими образами в творчестве Сергея Тимофеевича, а также новым искусством. Авторами и "жертвами" нового искусства - боди-арта явились художники Чекризова - Фишман - Чебарова - Дивакова - Шведова и их скульптурно-выразительные нагие модели, расписанные затейливым рисунком.
Тату на память. В "Ночь оживших скульптур" каждый желающий мог стать моделью, получив смывающуюся авторскую татуировку, выполненную художниками творческого объединения "Диво". Оригинальное экспресс-тату выполнялись в течение 15-20 минут, и всего за 50 рублей самые смелые смолянки могли украсить грудь, плечо или щеку цветистым рисунком.
Перформанс в "Мастерской". В рамках Музейной ночи музей С.Т. Конёнкова выступил в качестве площадки для демонстрации высокотехнологичных инсталляций, наглядно показав публике, как красота человеческого тела воплощается в нематериальных формах. В качестве своеобразного эпиграфа к арт-проекту "Искусство коммуникации" (куратор Эдуард Кулёмин), явилась эпитафия смоленских ценителей нетрадиционной поэтики ушедшему из жизни в апреле трансреалисту Александру Голубеву. Он являлся основателем эстетики трансреализма и международного творческого объединения КЭПНОС, учредителем Смоленского гуманитарного фонда, президентом и организатором фестиваля "Арт-бдения-92". Органичным продолжением эпитафии стал практически премьерный показ малоизвестной работы режиссёра Владимира Мосейкина "Мастерская", снятой на основе реального фри-джазового концерта в филармонии в 1993 году. В этом фильме - своеобразном погружении в атмосферу творческой мастерской, "оживает" процесс рождения произведений искусства и … звуковых скульптур. "Оживают" и ныне ушедшие - организатор концерта Голубев и музыкальный критик Николай Дмитриев, мы видим совсем ещё молодые лица других музыкантов.
Визуальный перфоманс под фольклорные напевы ряженых в русские национальные костюмы студентов института искусств продолжали парадоксальная gif-анимация группы Goglus (Ана и Миш Разуваевы - Дмитрий Пригов, Москва), международный мэйл-проект "Запах. Локон. Поцелуй" (Бельгия)…
Действие продолжалось до 2 часов ночи. Скучно не было.