В год своего 120-летнего юбилея Саратовский областной музей краеведения впервые принял участие во всемирной акции "Ночь музеев", поэтому всякого рода сюрпризы (как оказалось, приятные) поджидали не только посетителей, рискнувших отправиться в ночное путешествие по музею, но и самих устроителей, которые, казалось бы, знали свой "объект" досконально.
Мы же попробуем взглянуть на исторически-музыкально-познавательно-развлекательное действо глазами гостей - специально приглашенных и случайно оказавшихся в музее.
Поверьте, не каждый день по улице Лермонтова около восьми вечера прогуливаются разодетые для бала дамы и кавалеры, купчихи и юные приказчики, солдаты петровского времени и другие непривычного вида персонажи. Как по заказу, начинают перезвон колокола Троицкого собора - более уместного и праздничного музыкального сопровождения не придумать и лучшим сценаристам мира. Всех прохожих любезно приглашают заглянуть в музей. В музей? Ночью? Бесплатно? Обомлевшие от столь роскошного предложения граждане не сразу отваживаются рискнуть. Но неожиданно сама природа принимает решение за них: буквально стеной обрушивается ливень, и все, кто пока еще колебался, устремляются под гостеприимные своды музея.
Гости еще не успевают как следует осмотреться, как начинается рассказ об истории музейного здания, о связанных со старинным особняком легендах… И тут плавная речь экскурсовода внезапно прерывается, повсюду гаснет свет и ОНО начинается… На верхней лестничной площадке мелькают крошечные огоньки и неясные тени. Слышатся встревоженные голоса. Музейные призраки в большом недоумении - ночью в их владениях бродят чужие! Ночь - не время для посещений! Привидения совсем не злые и совсем-совсем юные, поэтому не могут самостоятельно разобраться в ситуации и зовут на помощь фею Легенду - полновластную хозяйку и умелую распорядительницу. Фея принимает самое мудрое решение: принять гостей и, более того, по-царски одарить их, допустив повсюду и показав то, чего дневные посетители не видят.
Появляются другие духи музея - приветливые и знающие, одетые соответственно эпохе своих владений. Стоит кому-либо из гостей задержаться у витрины или просто с интересом взглянуть на экспонат, около него, как из-под земли, вырастает рассказчик, готовый поведать обо всем и ответить на любой вопрос. Вот хитренькая, себе на уме купчиха показывает двум совершенно обомлевшим от восторга девчонкам вышивки и украшения. А здесь тщательно причесанный франтоватый приказчик приглашает взглянуть на чудо заграничной техники - механический музыкальный ящик, который ради особого случая исполняет подзабытые мелодии своим хрипловатым металлическим голосом. Сценки из салонной жизни разыгрываются непринужденно и трогательно - дамы в перьях и изумительной красоты платьях величественно прохаживаются по залам, вызывая завистливый восторг современных барышень. Оказывается, наши музейные красавицы умеют носить затейливые кринолины так, как будто делают это с самого рождения. В соседнем зале публика постарше, вздрогнув, вспоминает хрестоматийное "бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу. Рабочий тащит пулемет…". Еще бы не вспомнить! Вот они, рядом, воодушевленные и целеустремленные, а руководит всеми, наверное, вон та востроглазая комсомолка в кожанке и красной косынке. Она же оказывается среди тех, кто с упоением говорит об индустриализации, коллективизации, ликвидации и т.п. Так и звенит в ушах лихой призыв: "Чтобы страну из разрухи вытащить, для стройки нужны кирпичей тыщи!" Когда-то именно это было принято называть "голосом эпохи". Музейные экспонаты будто оживают, народ не успевает следить глазами за происходящим: вот в таком платье и носочках была моя бабушка на послевоенной фотографии! А девушка из того времени уже бодро что-то рассказывает - ей ли не знать, ведь она здесь живет, прямо здесь - под этим уютным оранжевым абажуром, рядом с КВН-49 - прадедушкой всех российских телевизоров, среди этих книг и мраморных слоников.
Основная цель достигнута, посетители буквально купаются в атмосфере, которую создали для них фея Легенда и доброжелательные духи музея. Но это еще не всё! Слышится живая музыка, и все перемещаются в зал, где начинается бал. Самое торжественное - показ забавных старинных вещиц из запасников. С каким удовольствием и нескрываемой гордостью проносят перед гостями то, что обычно скромно таится в святая святых музея. И с каким сожалением вспоминаешь о друзьях, которые из-за малой информированности или лени остались дома и не увидят этой роскоши, не ощутят праздника!
Чудесный профессиональный квартет изысканным шепотом исполняет джазовые импровизации, но отчаянно бросается и в простенький краковяк, и в степенную кадриль, когда гостей приглашают танцевать. Притомившиеся было мелкие привидения вновь оказываются в первых рядах.
Гостям предлагают еще одно традиционное для балов развлечение - аукцион. Лоты, однако же, были не совсем традиционные: под аплодисменты уходят сосуд с атмосферой музея, авторская кукла-оберег, кринка начала XX века и другие вещи, совершенно необходимые в домашнем хозяйстве. Самое потрясающее приобретение - фотография с автографом маэстро Ростроповича. А ведь супружеская пара, заполучившая этот раритет, зашла в музей совершенно случайно, привлеченная светом в окнах и оживленным гулом, доносящимся из открытых дверей.
Ночь. По городу из музея в музей перемещаются группки самых заинтересованных и неутомимых. Уже строятся планы на следующий год, ведь одна из ночей вновь может оказаться Ночью Музеев - всем на радость и на удивление.