18 мая в столице Карелии состоялось открытие уникальной выставки "Путь в Арктику" - совместного проекта Карельского государственного краеведческого музея, Национального архива РК при содействии Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Выставка посвящена 90-летию окончания строительства Мурманской (ныне Октябрьской) железной дороги, связавшей в годы Первой Мировой войны северную столицу России с Мурманском. Автор выставки М.Ю. Данков.
Экспозиция будет представлена подлинными предметами, книгами, документами, фотографиями из фондов музея и Национального архива. Среди предметов: орудия труда и экипировка строителей трассы, приборы инженеров-проектировщиков, фрагменты рельсового полотна, в т.ч. английской фирмы "Lac-kawana", костыли, врачебный инструментарий. Впервые посетители выставки увидят именные жетоны строителей дороги, нагрудный жетон военнопленного из частной коллекции, а также эксклюзивные фотографии из собрания генерал-майора Александра Азанчеева, инженера - изыскателя, главного комиссара Северных дорог и редкие кадры документального кинофильма "Строительство Мурманской железной дороги", снятого в 1925-1926 гг.
Цель выставки - в преддверии 90-летия со дня окончания строительства Мурманской железной дороги восстановить забытые странницы истории северного края, возродить у общественности интерес к мировому памятнику культуры, которым и по сей день является главный северный ход Октябрьской магистрали.
Напомним, строительство Мурманской железной дороги началось в 1914 г и завершилось 3 (16) ноября 1916 г. открытием сквозного движения от Петербурга до Мурманска. В этот день две партии рабочих - укладчиков, идя навстречу друг другу с севера и юга, на 537 версте от Петрозаводска завершили укладку последнего участка мурманской железной дороги. По старой традиции, здесь состоялась торжественная церемония забивки последнего, венчавшего дело серебряного костыля. Стоимость проекта по тем временам составила порядка 60,5 млн. рублей. Примечательно, что участок железной дороги от Волховстроя до Петрозаводска строился с участием французского капитала. Среди рабочих, возводивших Мурманку, были соотечественники интернированные австрийцы, чехи, немцы, индусы, шотландцы, австралийцы, вольнонаемные из Харбина. Об этом и многих других неизвестных страницах истории поведает экспозиция в Карельском краеведческом музее. Выставка будет работать до октября 2006 г.