Опорный текст экскурсии о традиционном жилище оленеводов - яранге к занятию "Мы оленеводы" для учащихся начальных классов. Составитель старший научный сотрудник Князева Н.П.
Место проведения: зал постоянной экспозиции "Человек и Чукотка" - комплексы "Упрямство бытия", "Передвижение в пространстве", "Экологичность или (Единение с природой)", "Изобретательность".
Оборудование: Музыкальный центр, карта расселения коренных народов, экспозиция "Человек и Чукотка", карточки с заданиями, карандаши.
Цель: расширение знаний учащихся о национальном жилище оленеводов.
Задачи:
-образовательная: сформировать у учащихся представление о национальном жилище чукчей;
- развивающая: сформировать способность размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать собственные наблюдения, впечатления, мысли;
- воспитательная: воспитать любовь и бережное отношение к родному краю, Родине; сформировать у учащихся: познавательную активность, коммуникативные навыки; воспитать у учащихся: внимание, музейную культуру ( соблюдение правил поведения в музее, бережное отношение к музейным экспонатам, уважение к труду музейных сотрудников); сформировать внутреннюю духовную потребность учащихся в постоянном посещении музея.
Вступительная часть - 30 минут. Научный сотрудник рассказывает о работе этнографов и проводит специализированную экскурсию по экспозиции "Человек и Чукотка". Экскурсия сопровождается звуком фольклорных песен. У комплекса "Упрямство бытия", где представлен макет яранги с предметами труда и быта оленеводов воспроизводится традиционный обряд благодарения.
Игровая часть занятия (за удачно выполненное задание дети получают призовую карточку). Проводится в зале и прилегающем холле.
1. Конкурс "Прыжки через нарту" и бег в снегоступах.
2. Заполнение кроссворда "Народы Чукотки" в зале с помощью материалов информационных киосков.
3. Конкурс "Метание чата (аркана)". На рога оленя, дети по очереди бросают чаат.
4. Конкурс "Собери стадо". Детям раздаются образцы и разрезанные картинки с изображением стада оленей. Кто быстрее соберет картинку - тот победитель.
5. Конкурс на внимание. На шкуре разложены предметы из быта оленеводов. Участникам предлагается запомнить расположение предметов и выйти в соседний зал. Предметы меняют местами. Дети возвращаются - их задача разложить предметы на прежние места и рассказать для чего их применяли.
Заключительная часть. Участники занятия подсчитывают количество призовых карточек. Подводятся итоги - победители обладатели большего числа карточек получают призы.