Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный Центр современного искусства /Нижний Новгород/ при грантовой поддержке Фонда Форда представляют выставку Владимира Куприянова "Фасады Волги". Выставка будет работать с 22 мая по 25 июня 2006 года.
Арсенал Нижегородского кремля открывает летний выставочный сезон 2006 года премьерой проекта "Фасады Волги". "Фасады Волги" - выставка фотоинсталляций московского художника Владимира Куприянова, продолжающего традицию исследования визуального образа Поволжья.
Как настоящий путешественник, Владимир Куприянов на своей "Ниве" проехал по дорогам Поволжья: ища прямоезжую дорогу из Углича в Рыбинск, он переправлялся на пароме в Мышкин, а, добравшись до Рыбинска, снимал слет мологжан и беседовал со священником в местной древнейшей церкви. Но эта выставка - не дневник путевых наблюдений, не заметки этнографа и не напутствие паломникам. Это художественный проект.
Документальная основа видна сразу. Как документалист, Владимир Куприянов снимал и виды Нижнего, и разрушенную церковь в забытой деревне. Но его проект - это не серия документальных фотографий. И большинство тех кадров, которые он сделал в своих поволжских странствиях, никак не вошли в эту экспозицию. Потому что его задача художника отличается от задачи хроникера.
Снимки Владимира Куприянова отчетливы и закончены в своих деталях. Но для понимания его выставки необходимо говорить не о правилах фотографирования, а о законах представления. В своем творческом развитии Владимир Куприянов двигался от "неофактографии" в семидесятых к концептуальной фотографии в восьмидесятых, и дальше - к искусству инсталляции в девяностых. От фото-фактов он перешел к клише (то есть имитации непрерывности самого фактического ряда), и пошел дальше - в область, где факты больше не имеют силы. Туда, где живет миф.
Вначале была реальность. Городской ландшафт - такой, каким его мог бы увидеть Андрей Карелин (если бы жил не в 19, а в 21 веке). Но Куприянов начал снимать Нижний совсем не так, как сделали бы его знаменитые предшественники Карелин с Дмитриевым. При помощи объектива 500 мм (по силе увеличения - как подзорная труба) художник фотографировал фрагменты, слегка перемещая взгляд (и камеру). Получилась - панорама Нижнего Новгорода, снятая с одной точки, - в десятках снимков.
Фотоснимок - полуфабрикат. Куприянов использует сложную систему обработки изображений для того, чтобы перейти от документальной фотографии к эпической инсталляции. Фирменные куприяновские приемы - фрагментация и разбивка по планам. Он использует отдельные кадры как куски паззла - для того, чтобы сложить их в единую пространственную картину - будь то городская панорама или природный ландшафт. А все вместе, эти объекты срастаются в единый выставочный организм - инсталляцию. Уникальное произведение, которое существует только здесь и сейчас, в Арсенале нижегородского Кремля.
Пресс-конференция с участием Владимира Куприянова состоится 22 мая 2006 года в 17.00. Вернисаж 22 мая 2006 года в 18.00.