16 апреля 2005 года в г.Анадыре, в Музейном центре "Наследие Чукотки", переехавшем в новое здание по адресу улица Ленина, 23, открылась новая стационарная экспозиция. Ее название "Человек и Чукотка". Это самая большая экспозиция музея. Она занимает площадь более 300 кв. м.
Основные понятия. В основу формирования новой системы экспозиций Музейного центра "Наследие Чукотки" положена неординарная для региональных музеев России трактовка понятий Край. В экспозиции Музейного центра он предстает перед музейным посетителем не только как территория, но и как краевая линия, кромка, граница, предел, рубеж. Понятие края интерпретируется в географическом, историческом, культурологическом, психологическом и иных гуманитарных контекстах. Главный герой экспозиций Музейного центра - Человек, живущий на краю (имеется в виду не только край света, земли, вселенной, жизни, но и передний край науки, техники, искусства, технологии, бизнеса и т.д.). Ключевые понятия образно выражены экспозиционно-художественными средствами. Это задающие вертикальный силуэт экспозиции манекены, на которых экспонируются предметы одежды, и в плане - многократно умножающее ощущение края (края света) подиумы, выполненные в форме разновеликих "ледяных" островов.
Научный профиль экспозиции. Главный ракурс предъявления и восприятия экспонатов Музейного центра - не хрестоматийное школьное краеведение и не классическая историософия с ее представлениями о пятичленном линейно-ступенчатом развитии общества, и даже не этнография с ее пристальным вниманием к национально-специфическим аспектам мировосприятия и жизнеустройства, а - культурная антропология. В фокусе ее внимания - Человек. В экспозиции музея исследуются особенности его специфического культурного типа, характерного для Чукотки и, возможно, для других краевых территорий.
Тематическая структура. Исследуемым характеристикам "краевого" человека соответствует тематическая структура экспозиции. Ее разделы (по алфавиту): "Движение", "Изобретательность", "Мифы социального", "Пограничность", "Сотрудничество", "Творчество", "Упрямство бытия", "Экологичность". Раскрывая эти темы с помощью музейных предметов, экспозиция подводит посетителей к мысли об определенной степени подобия традиционной культуры народов Севера и мировой постиндустриальной культуры. О схождение двух "крайностей" современной цивилизации свидетельствуют общие для них черты: приоритет партнерства над конкуренцией, пространственная и социальная мобильность, творческая и поисковая активность, адаптивность и выживаемость, свобода от условностей и стереотипов и др.
Базовая гипотеза. Основополагающая информация, к размышлению над которой призывает экспозиция, концентрируется вокруг вопросов взаимовлияния, взаимодействия и (в порядке дискуссионного предположения) - конвергенции доиндустриальной полярно-арктической и постиндустриальной, так называемой "западной" цивилизаций. Для повышения эффективности восприятия заложенных в основу экспозиции идей - наглядно аргументирующие их музейные предметы сгруппированы в тематические экспозиционные комплексы. Каждый из них в отдельности, своими частями и в сочетании друг с другом, проявляет ту или иную сторону проблемы, поставленной в экспозиции.
Жанровая специфика. Экспозиция "Человек и Чукотка" не похожа на эпическое или дидактическое повествование, чаще всего встречающееся в других музеях. Она больше напоминает литературное или философское эссе. Как известно, законы этого жанра освобождают от необходимости следовать хронологии, но предъявляют более высокие требования к глубине анализа и качеству аргументации. Экспозиционное эссе стимулирует воображение, артикулирует, обосновывает и доказывает предлагаемые идеи, выражая их с помощью предметных композиций и формируемых ими ассоциативных образов. Заложенный в структуру экспозиционного текста принцип эссеистики отличает экспозицию Музейного центра от себе подобных. Традиционная модель музейной экскурсии здесь оказывается не вполне приемлемой. Более эффективными, вероятно, будут экскурсионные тексты, насыщенные элементами ситуативных микроисследований, импровизаций, аналитических размышлений.
Экспонатурное наполнение. В экспозиции "Человек и Чукотка" посетителям демонстрируется около 300 предметов. Это лишь несколько процентов от всех коллекций Музейного центра. Немного! Но если потратить на знакомство с каждым экспонатом всего 20 секунд, осмотр экспозиции займет расчетные 2 часа. Музейный центр экспонирует только подлинные предметы. Таких музеев, где в экспозиции нет ни одной копии, ни одного новодела, ни одного муляжа, в России - единицы. Возможно, Музейный центр - первый музей, где в экспозиции нет ни одной бумажной этикетки. Посетитель, проявляющий интерес к названию экспоната, его истории или другой связанной с ним музейной информации, может найти все это в компьютере. В экспозиции - 7 информационных киосков. С их помощью любознательный человек может обращаться к информационным ресурсам музея.