НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Надземное и Земное" в Музее нонконформистского искусства

c 12 мая по 4 июня 2006Москва
Б.А.Смиронв-Русецкий. Абстракция №12
В.Андреев. Композиция
А.Шеко. Валаам
Музей нонконформистского искусства является важной составной частью "арт - центра Пушкинская,10", возникшего как сквот (пустующие помещения, в которых обитают самовольно захватившие их художники и музыканты).

Музей был создан художниками Сергеем Ковальским и Евгением Орловым; учрежден Мэрией Санкт-Петербурга, Государственным Русским музеем и Санкт-Петербургским Гуманитарным фондом "Свободная культура" в 1997 году. Цель создания музея - познакомить зрителей с подлинной историей искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга.

Конформизм (от позднелатинского conformis - подобный, сообразный) - морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей. Соответственно - нонконформизм - это отказ следовать господствующему мнению, отстаивание собственного взгляда на мир - явление извечное в человеческом обществе.

С конца сороковых годов группа художников, противопоставившая себя официальной эстетике советского периода и отлученная от академической школы, продолжала заниматься искусством. Они почти не выставлялись, их произведения лишь изредка появлялись на квартирных выставках, а творчество до самого последнего момента оставалось без внимания отечественных искусствоведов.

Сейчас, к концу ХХ века, искусствознание начинает оценивать развитие не только неофициального искусства, или андеграунда, но и всего изобразительного искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга. В музее собрана коллекция работ наиболее интересных художников послевоенного периода.

Выставка "Надземное и Земное" включает в себя произведения из коллекции Музея нонконформизма, частных собраний Петербурга, Москвы и МИИ РК.

"Надземное и земное" (словосочетание, указывающее на космическое всеединство, употребляющееся в йоге и встречающееся у Н. Рериха) является одной из цикла выставок с одноименным названием. Первая состоялась в 1993 году и была посвящена 100 - летию Бориса Смирнова - Русецкого, последователя Николая Рериха. Феномен поразительной современности творчества Бориса Алексеевича Смирнова - Русецкого заключен в том, что мировоззрение художника смолоду было включено в орбиту космического сознания. В 1922 году сложилась группа "Амаравелла" (П.П.Фатеев, Руна, А.Сардан, Б.Смирнов-Русецкий, С.Шиголев, В.Черноволенко), провозгласившая в своем манифесте: "Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже, в отображении внутреннего мира". Оформлению духовных исканий художников помогла знаменательная встреча с Н.К, Рерихом, произошедшая в 1926 году в Москве.

Б.А. Смирнов-Русецкий, подобно своим учителям, среди которых ведущее место принадлежит Н. К. Рериху, стремится воплотить не только красоту пейзажа в ее объективности и безусловности, - он передает еще и те трепеты, отсветы, оттенки, которые накладываются на пейзаж нашим восприятием, нашими чувствами. Отвечая на призыв Рериха - осознать и принять красоту космоса, - Б. А. Смирнов-Русецкий стремится передать в своих циклах картин единство Космоса, выразить беспредельность в великом и малом. Человек незримо присутствует во всех пейзажах художника; человек уже здесь, на Земле, приобщенный к величию и беспредельности Вселенной.

Наиболее известным из космистов является Евгений Михнов-Войтенко ( 1932 - 1988) - гениальный абстракционист, в своих спонтанных работах утверждающий таинственность, неисчерпаемость и многозначность мироздания.

Евгений Орлов - ученик Смирнова - Русецкого. Его творчество, пронизанное "стрелой - прошлое - настоящее - будущее", строящееся из принципов его собственной теории "саморазвивающегося квадрата", говорит о глубинной связи судьбы русского мира с духом и мудростью древних цивилизаций Востока.

Светлой, сокровенной одухотворенностью излюбленных художниками - космистами северных русских пейзажей проникнута живопись Александра Шеко, в которых чувствуется опыт увлечения классическим авангардом начала ХХ века.

Картины Николая Сычева - не столько анализ, сколько тонкое размышление о внутренних энергиях, лежащих в основе композиций, цветового настроения и всей ауры русской иконописи, церковных росписей и православной архитектуры.

Античное понимание Космоса как некоего глобального, все гармонизирующего инструмента перекликается с циклом "элементальных" произведений Сергея Ковальского, посвященным корифеям джаза и музыкального авангарда. В этих работах художник смело экспериментирует в сфере синтеза искусств, используя изобретенные им технические приемы "контрколлажа".

В светлых, эмоционально наэлектризованных живописных полотнах Виктора Андреева стихии движутся легко и динамично, создавая головокружительные абстрактные "сюжеты".

Юрий Алексеевич Нашивочников, старейший член группы, ученик Сидлина и учитель младших своих коллег, унаследовал способность к созданию полотен, где царствует светлая ясность мысли, где кажущийся сначала приглушенным цвет сгущен до взрывной, грозной силы, где царственный композиционный покой странно сочетается с этим подспудным напряжением, "гудением холста", с той окончательностью художественного процесса, когда, говоря словами де Сент-Экзюпери, от произведения уже нечего больше отнять.

Одним из самых удивительных движений независимого петербургского искусства являются "стерлиговцы" - прямые наследники традиций формальных и духовных поисков классического русского авангарда Малевича, Филонова, Матюшина.

Стерлигов, "вышедший" из супрематизма Малевича и подчеркивая преемственность с ним, писал: "Я учился у Малевича, и после квадрата я поставил чашу. Как идея - это открытая чаша. Это кривая мира, она никогда не кончится". Кривая и производные от него чаша и купол привели к новому пониманию пластического пространства, его структуры и "конструкции".

Геннадий Зубков - выдающийся представитель школы В. В. Стерлигова - "наследник по прямой" духовных поисков титанов русского авангарда. Даже в самых небольших его композициях, изысканных по форме и настроению, предстает целостная картина мира.

Другой знаменитый художник той же школы - Сергей Спицын - утверждает, что "во главу угла вновь встал духовный предмет: к форме через дух". В его произведениях природа и религиозные образы мерцают где-то на грани нашего мира.

Хочется надеяться, что выставка "Надземное и земное" даст возможность зрителям открыть для себя новых авторов, для которых поиски духовного в искусстве стали смыслом жизни и творчества.

Открытие 12 мая 2006 года в 16.00. Пресс – конференция в 12 мая в 15.00. Последний день работы: 4 июня 2006 года.

www.museum.ru/N26612
Ваше мнение »»

»»Музей нонконформистского искусства
Адрес:город Санкт-Петербург, Пушкинская ул., 10. Вход с Лиговского пр., 53, под арку
Проезд:Ст. м. "Площадь Восстания (1 линия) / Маяковская (3 линия)"
Телефоны:(812) 764-4852, +7 952 395-20-08 (заказ экскурсий)
сайт:nonmuseum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.12.2024  x    ?  


"Елизавета? Проходите". Музей-заповедник "Царское Село" проводит акцию в день рождения императрицы

Книжные памятники Президентской библиотеки: Россия глазами путешественников

Открытие выставки уникальных и редких икон XIV–XVII веков в Псковском музее-заповеднике

Выставка Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

История России – история семей. Род Орловых

Выставка о волшебнике Изумрудного города в Музее кино на ВДНХ

Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

Выставочный проект "Россия-Беларусь. Пересечение судеб" в Минске

«Не разнять меня с жизнью». Открытый микрофон ко дню памяти Осипа Мандельштама

Уличная новогодняя выставка "Путешествие по Петербургу"

«100 лет и балет. Ёлка к юбилею музея». Выставка в музее «Пресня»

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Выставка подлинных открыток конца XIX - начала XX вв. в Русском музее фотографии

Легендарный жираф-долгожитель Самсон украсил экспозицию Дарвиновского музея

Выставка «PF - Поздравления к Новому году» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Озарения. Детская выставка в Шерметевском дворце

Московский петербуржец (Другой Чарухин)

Выставка «Сказочная ёлка» на ВДНХ

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Выставка «Автографы на книгах из личной библиотеки В.В. Вересаева»

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Выставка "Демидовы. Нижнетагильские подносы"

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Новая экспозиция «Защитники южных рубежей России XVI-XVII веков» в Тульском кремле

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru