Музей нонконформистского искусства является важной составной частью "арт - центра Пушкинская,10", возникшего как сквот (пустующие помещения, в которых обитают самовольно захватившие их художники и музыканты).
Музей был создан художниками Сергеем Ковальским и Евгением Орловым; учрежден Мэрией Санкт-Петербурга, Государственным Русским музеем и Санкт-Петербургским Гуманитарным фондом "Свободная культура" в 1997 году. Цель создания музея - познакомить зрителей с подлинной историей искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга.
Конформизм (от позднелатинского conformis - подобный, сообразный) - морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей. Соответственно - нонконформизм - это отказ следовать господствующему мнению, отстаивание собственного взгляда на мир - явление извечное в человеческом обществе.
С конца сороковых годов группа художников, противопоставившая себя официальной эстетике советского периода и отлученная от академической школы, продолжала заниматься искусством. Они почти не выставлялись, их произведения лишь изредка появлялись на квартирных выставках, а творчество до самого последнего момента оставалось без внимания отечественных искусствоведов.
Сейчас, к концу ХХ века, искусствознание начинает оценивать развитие не только неофициального искусства, или андеграунда, но и всего изобразительного искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга. В музее собрана коллекция работ наиболее интересных художников послевоенного периода.
Выставка "Надземное и Земное" включает в себя произведения из коллекции Музея нонконформизма, частных собраний Петербурга, Москвы и МИИ РК.
"Надземное и земное" (словосочетание, указывающее на космическое всеединство, употребляющееся в йоге и встречающееся у Н. Рериха) является одной из цикла выставок с одноименным названием. Первая состоялась в 1993 году и была посвящена 100 - летию Бориса Смирнова - Русецкого, последователя Николая Рериха. Феномен поразительной современности творчества Бориса Алексеевича Смирнова - Русецкого заключен в том, что мировоззрение художника смолоду было включено в орбиту космического сознания. В 1922 году сложилась группа "Амаравелла" (П.П.Фатеев, Руна, А.Сардан, Б.Смирнов-Русецкий, С.Шиголев, В.Черноволенко), провозгласившая в своем манифесте: "Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже, в отображении внутреннего мира". Оформлению духовных исканий художников помогла знаменательная встреча с Н.К, Рерихом, произошедшая в 1926 году в Москве.
Б.А. Смирнов-Русецкий, подобно своим учителям, среди которых ведущее место принадлежит Н. К. Рериху, стремится воплотить не только красоту пейзажа в ее объективности и безусловности, - он передает еще и те трепеты, отсветы, оттенки, которые накладываются на пейзаж нашим восприятием, нашими чувствами. Отвечая на призыв Рериха - осознать и принять красоту космоса, - Б. А. Смирнов-Русецкий стремится передать в своих циклах картин единство Космоса, выразить беспредельность в великом и малом. Человек незримо присутствует во всех пейзажах художника; человек уже здесь, на Земле, приобщенный к величию и беспредельности Вселенной.
Наиболее известным из космистов является Евгений Михнов-Войтенко ( 1932 - 1988) - гениальный абстракционист, в своих спонтанных работах утверждающий таинственность, неисчерпаемость и многозначность мироздания.
Евгений Орлов - ученик Смирнова - Русецкого. Его творчество, пронизанное "стрелой - прошлое - настоящее - будущее", строящееся из принципов его собственной теории "саморазвивающегося квадрата", говорит о глубинной связи судьбы русского мира с духом и мудростью древних цивилизаций Востока.
Светлой, сокровенной одухотворенностью излюбленных художниками - космистами северных русских пейзажей проникнута живопись Александра Шеко, в которых чувствуется опыт увлечения классическим авангардом начала ХХ века.
Картины Николая Сычева - не столько анализ, сколько тонкое размышление о внутренних энергиях, лежащих в основе композиций, цветового настроения и всей ауры русской иконописи, церковных росписей и православной архитектуры.
Античное понимание Космоса как некоего глобального, все гармонизирующего инструмента перекликается с циклом "элементальных" произведений Сергея Ковальского, посвященным корифеям джаза и музыкального авангарда. В этих работах художник смело экспериментирует в сфере синтеза искусств, используя изобретенные им технические приемы "контрколлажа".
В светлых, эмоционально наэлектризованных живописных полотнах Виктора Андреева стихии движутся легко и динамично, создавая головокружительные абстрактные "сюжеты".
Юрий Алексеевич Нашивочников, старейший член группы, ученик Сидлина и учитель младших своих коллег, унаследовал способность к созданию полотен, где царствует светлая ясность мысли, где кажущийся сначала приглушенным цвет сгущен до взрывной, грозной силы, где царственный композиционный покой странно сочетается с этим подспудным напряжением, "гудением холста", с той окончательностью художественного процесса, когда, говоря словами де Сент-Экзюпери, от произведения уже нечего больше отнять.
Одним из самых удивительных движений независимого петербургского искусства являются "стерлиговцы" - прямые наследники традиций формальных и духовных поисков классического русского авангарда Малевича, Филонова, Матюшина.
Стерлигов, "вышедший" из супрематизма Малевича и подчеркивая преемственность с ним, писал: "Я учился у Малевича, и после квадрата я поставил чашу. Как идея - это открытая чаша. Это кривая мира, она никогда не кончится". Кривая и производные от него чаша и купол привели к новому пониманию пластического пространства, его структуры и "конструкции".
Геннадий Зубков - выдающийся представитель школы В. В. Стерлигова - "наследник по прямой" духовных поисков титанов русского авангарда. Даже в самых небольших его композициях, изысканных по форме и настроению, предстает целостная картина мира.
Другой знаменитый художник той же школы - Сергей Спицын - утверждает, что "во главу угла вновь встал духовный предмет: к форме через дух". В его произведениях природа и религиозные образы мерцают где-то на грани нашего мира.
Хочется надеяться, что выставка "Надземное и земное" даст возможность зрителям открыть для себя новых авторов, для которых поиски духовного в искусстве стали смыслом жизни и творчества.
Открытие 12 мая 2006 года в 16.00. Пресс – конференция в 12 мая в 15.00. Последний день работы: 4 июня 2006 года.