27 апреля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Время перемен", организованная при участии Фонда культуры "Екатерина". Выставка "Время перемен" является первым масштабным показом советского искусства 1960-1985 годов и первой попыткой продемонстрировать зрителю многообразие искусства этого периода в Советском Союзе. Экспозиция впервые объединила две противостоявших друг другу стороны в изобразительном искусстве 1960-1985 годов. Ее цель рассказать о том, что создавали художники в период между падением сталинской диктатуры и всего советского режима.
"Временем перемен" называли когда-то период "хрущевской оттепели" и начало горбачевской перестройки. Объединяет их одно: мир искусства наполнялся свежим воздухом и свежими идеями, новые веяния просачивались сквозь бреши в цензуре.
К концу оттепели арт-мир в Советском Союзе условно разделился надвое - искусство официальное (признанное, обласканное, выставляемое) и неофициальное (андеграунд, нон-конформизм).
В официальном искусстве периода хрущевской "оттепели" зародилось новое направление - "Суровый стиль". Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты.
С течением времени художественные различия между официальным и неофициальным искусством начинают немного размываться. Невозможное в одних видах искусства ( например, абстракция и сюрреализм в выставочной живописи и монументальной скульптуре) допускалось в дизайне, книжной графике, декоративных тканях, керамике либо "бумажной архитектуре". Нередко заведомо "непроходимые" произведения появлялись в виде иллюстраций на страницах специальных изданий или журналов, тематически с искусством не связанных. Многие художники, известные эстетическим радикализмом, часто совмещали свои приватные занятия с официальной работой в качестве книжных и журнальных иллюстраторов, оформителей, дизайнеров, скульпторов, стремились стать членами либо Союза художников, либо Профсоюза графиков, либо Худфонда, чтобы пользоваться некоторыми правами, а порой и привилегиями, предоставляемыми этими организациями.
В МОСХе и ЛОСХе сформировалось так называемое "левое крыло". К нему относились художники, которые зарабатывали на жизнь в издательствах или других организациях, формально состояли в Союзе художников, но духовно были близки андеграунду.
Знакомство в начале шестидесятых с философией русского экзистенциализма, а также общее увлечение переводами А. Камю, Ж. Сартра, Ф. Кафки, С. Беккета, Э. Ионеско пробудило у некоторых художников интерес к религиозной метафизике, к православной теологии, иконе и мистике как праформам языка культуры и трансцендентного опыта. Художники искали путь к подлинному языку идеальных первообразов, пронизанных энергиями белого листа бумаги или белого грунта картины. Основой всех этих инициатив была ориентация на интернациональный контекст современного искусства - активное сопротивление изоляционизму советской культуры. Неофициальное искусство советских времен не ставило перед собой никаких политических задач и не пыталось стать политической оппозицией неофициальному искусству. Речь шла не об отрицании, а о преобразовании традиционных ценностей.
У двух миров абсолютно различными были и представления об успехе: для одних - госзаказы, правительственные награды, почетные звания, участие в юбилейных выставках в центральных залах столицы, право на мастерские, Дома творчества, поликлиники, социальное обеспечение, зарубежные поездки, многотиражные монографии; для других (жителей бараков, обитателей коммунальных квартир или малогабаритных хрущеб) успехом считались верность свободе и собственному пути, творческая независимость, неконтролируемые государством выставки на международной художественной сцене, включенность в общемировой ход современного искусства.
В советские времена собрать коллекцию неофициального искусства было для музея практически невозможно. Власти осуждали директора Русского музея Василия Пушкарева за его симпатии к "группе одиннадцати", с которой историки сегодня ассоциируют представление о "левом ЛОСХ" (Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Константин Симун, Виталий Тюленев, Леонид Ткаченко, Виктор Тетерин, Валентина Антипова, Ярослав Крестовский и другие). По инициативе Пушкарева в конце 1960-х - 1970-е годы в музей поступили произведения художников "левого крыла" МОСХ - Виктора Иванова, Гелия Коржева, Ефрема Зверькова, Виктора Попкова, Николая Андронова, Эдуарда Браговского, Дмитрия Жилинского, Андрея Гончарова, Екатерины Григорьевой, Павла Никонова, Александра и Петра Смолиных. Нередко, вопреки указаниям Министерства культуры, работы этих художников демонстрировались в постоянной экспозиции советского искусства. Лишь в конце 1970-х годов возникает ситуация, которая давала несколько большую свободу выбора. Спустя еще 10 лет музей осуществил первую закупку произведений "левых" художников, однако восполнить тем самым недостающие страницы истории нашей культуры в полной мере, естественно, так и не удалось. Художники-диссиденты или просто художники с ярко выраженной индивидуальностью вызвали в свое время огромный интерес у коллекционеров на Западе и немногих энтузиастов и коллекционеров-оригиналов в России, что компенсировало ограниченные возможности музея.
В состав выставки вошли типичные произведения 1960-1985 годов из собрания Русского музея, а также фондов, частных коллекций и художников. Экспозиция представляет зрителям несколько пластов изобразительного искусства, существовавших в одно время, но определявших разные мировоззрения советских людей в период перед перестройкой.
Русский музей благодарит Фонд культуры "Екатерина" за поддержку в реализации проекта, а также спонсора выставки: "Бритиш Американ Тобакко Россия" и спонсора каталога выставки: Verysell Санкт-Петербург.