Третьяковская галерея в рамках юбилейных мероприятий проводит как большие выставки живописи, так и выставки графики. В данном случае представлена выставка из Русского музея из Санкт-Петербурга. Живописные произведения из этого музея довольно часто экспонируются на выставках в Третьяковской галерее, пожалуй, чаще чем графика.
Поэтому, в преддверии юбилея, решили представить выставку рисунка, как наименее известную, но не менее ценную. Большая часть из 200 листов Русского музея впервые покинула город на Неве. Графическая коллекция Санкт-Петербурга близка по качеству к коллекции Третьяковской галереи, но есть отличия в отдельных мастерах и работах.
Вместе с выставкой из Русского музея приехало и несколько изданий. На открытии выставки публике представили книгу Е. Н. Петровой "Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX века". Общие работы по истории рисунка были изданы достаточно давно, уже можно сказать, в прошлом веке. Время идет, в научный оборот введены новые имена, биография художников дополнена новыми сведениями. Сложно ставить какие-то оценки, что новые книги лучше или хуже прежних изданий. Кроме научных факторов есть и другие, бытовые. Издания прошлого времени уже недоступны массовому зрителю и есть только в библиотеках. И качество полиграфии, с которым сейчас выпускаются альбомы, безусловно, отличает новые книги. Петрова рассматривает рисунок более широко, чем рисунок живописца. В XIX веке рисунком увлекались многие архитекторы, литераторы и просто интеллигентные люди. Примеров много и они известны - Пушкин, Жуковский, Лермонтов и другие. Одно произведение порою получало несколько воплощений и в росчерке рисунка, и в поэтических строках.
Открывает выставку зал, где показана академическая школа - рисунки натурщиков. Это довольно необычно для современного зрителя, так как многие привыкли к рисункам с обнаженной женской модели. Но история такова, что изначально в Академии обучались молодые люди, которые рисовали мужчин. А девушки ученицы и женские модели появились в Академии художеств лишь в конце XIX века.
Конечно, из Русского музея приехали работы высочайшего качества. Традиционно считается, что графика менее зрелищна, чем живопись. Красочные акварели братьев Брюлловых наглядно показывают ошибочность подобного заблуждения. Представлено довольно много работ К. П. Брюллова, что будет интересно посетителям, которые знают мастера только по парадной живописи. Сложная композиция произведения "Невинность, оставляющая землю" решена не в сатирическом, а романтическом ключе. Два произведения "Сон монашки" и "Сон бабушки и внучки" определенно запомнятся посетителям.
Женские портреты, пейзажные зарисовки доставят минуты удовольствия зрителю. Трогательное "Святое семейство" и "Бегство в Египет" А. Е. Егорова (начало 1820-х гг). Знаменитый "Портрет М. Т. Пашковой с дочерью" П. Ф. Соколова (начало 1830-х гг). Виртуозно написана "Голова лошади" А. О. Орловского (1807).
В музейном мире повсеместно модно использовать интерактивные экспонаты. Модная тенденция легко решается в музеях, где какие-то экспонаты можно дать посетителям, особенно детской аудитории, в руки. Это незначительные окаменелости палеонтологической экспозиции или новые предметы декоративно-прикладного искусства в музеях исторического профиля. Художественному музею сложно предложить что-то посетителю дать в руки. Ни живопись, ни графика для этого не годятся. Русский музей привез из Санкт-Петербурга довольно обычно вида комод. В таком комоде в музее хранятся небольшие рисунки-наброски без рам. Музей привез из северной столицы несколько предметов антикварного характера для создания исторической обстановки. К комоду это не относится, комод нашего времени. Там под стеклом в свободном порядке разложены листы, каждый посетитель может открывать и закрывать ящики, знакомясь с обычной, непарадной стороной жизни рисунка.
Работы на выставке представлены в изящных рамах с широким торжественным паспарту, они имеют важный музейный вид и значение. Но не все рисунки художники XIX века предполагали к публичному парадному показу. Часть из них хранились в подобных комодах и только со временем приобрели новую значимость.
Выставка заканчивается большим многофигурным турецким пейзажем К. П. Брюллова, который показывает, что музеи называет акварель графикой лишь условно (Н. Трегуб)