С 26 мая по 30 июня 2006 года Генеральное консульство Литвы в Петербурге и Выставочный зал журнала "НоМИ" представляют выставку Шарунаса Шимулинаса (Литва) "Возвращение" (скульптура, живопись, графика).
Мы не были знакомы с этим художником, и наше личное знакомство, если и когда-нибудь состоится, то уже не в этой жизни. Но встреча наша - несмотря на то, что Шимулинаса уже почти десять лет нет в живых, - все-таки состоялась. Сначала у него на родине, в Вильнюсе, в любимом им доме, теперь вот в городе, в котором он бывал не раз, но только как путешественник, любящий все прекрасное, но в котором ему так и не удалось как художнику побывать со своими работами. Может, это и есть возвращение в нашу жизнь, чтобы исполнялись мечты, которым не суждено было сбыться при жизни. Возвращение зримое и убедительное. Во всяком случае - для тех, для кого это важно и нужно.
Шарунас Шимулинас работал в графике, живописи, скульптуре, работал с витражом, декоративными рельефами. Его скульптуры стоят в открытых местах и в интерьерах.
При жизни он организовал 11 персональных выставок, начиная с первой выставки эстампа в 1961 году. После его смерти в 1998-м его творческая биография не прервалась: прошли еще 4 групповые выставки с участием работ художника и 4 персональные. Произведения Шимулинаса побывали в Риге (Латвия), Сиднее (Австралия), Тел-Авиве (Израиль), Нью-Иорке (США), Варшаве (Польша), Марбурге (Германия), Москве (Россия) и, конечно, во многих городах Литвы. Работы Ш.Шимулинаса приобретены Музеем литовского искусства, хранятся в частных коллекциях Канады, Израиля, США. В Литве есть три коллекционера, собраний которых хватило бы на три самостоятельных выставки Шимулинаса. Прекрасные работы художника в своеобразном "семейном музее" хранит и Виолета Шимулинине в Вильнюсе, в "деревне художников" Ярузеле.
В 1995 году одним из первых в Литве он становится стипендиатом Фонда Поллока - Краснера (США), который поддерживал талантливых художников, углубленно и серьезно занимающихся творчеством. А Шарунас Шимулинас и был именно таким: никогда не опускающим работящих рук, не знающим скуки и мук "творческой депрессии", творческим во всех своих проявлениях и делах. Не ладилось одно - брался за другое, увлеченно и истово старался успеть сделать как можно больше.
В юности, как и все мы, Шарунас должен был выбирать, где учиться: его привлекали биология и графика. Он выбрал Академию искусств. Но и биология не исчезла из сферы его интересов. В работах Шимулинаса стали появляться один за другим биологические мотивы - циклы и серии, как в скульптуре, так и в живописи, в графике. Он очень много путешествовал: побывал в Карелии, на Камчатке, на Байкале, в Сибири, в тайге, на Уральских горах, в пустынях Австралии и Израиля, в Таиланде. И сказать, что эти поездки были важны для него, значит ничего не сказать. Он жил ими, они становились смыслом его творчества: из этих путешествий он привозил домой стихи (изданы 2 книги новелл и 1 сборник стихов) и подготовительные рисунки, из которых позже возникали осознанные художественно мотивы сгоревшей тайги, силуэты прекрасных австралийских животных, сибирские лица… Хотя его мало интересовал человек. Все разгадки на свои вопросы он находил в природе, и только там он чувствовал себя свободным и понятым.