Школа акварели Сергея Андрияки представляет выставку графики из Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого. Что москвичи знают о пензенском художественном музее? В 2002 году в Третьяковской галерее была выставка произведений этого музея, где в большинстве своем была представлена живопись. Проект Третьяковской галереи "Золотая карта России" подразумевает одноразовый показ коллекции музея. Но за один раз всего не показать. Да и нет такого другого учреждения культуры, кроме Школы акварели, которая занимается графикой целенаправленно.
Итак, в Москве представлена графика Пензенской галереи. Невозможно вспомнить, когда она была представлена в таком объеме в прошлый раз, сложно сказать что будет дальше, поэтому выставку лучше посмотреть сейчас. Что интересного? Две сангины И. П. Мартоса - "Женская головка" и "Натурщик". Всем известен памятник Мартоса "Минин и Пожарский", а на выставке можно увидеть рисунки художника. В необычайно тонкой технике написаны натюрморты Н. Ф. Петрова. Его "Три дамы" (1916) - наглядный пример, который показывает течение времени. С такой скрупулезностью, как для миниатюры, уже написать невозможно. Обратите внимание на "Портрет дочери" В. Е. Савинского (1927).
Открытие выставки - А. И. Вахрамеев. Этому художнику подвластны разные оттенки творчества - изысканный силуэт в стиле модерна в портрете "Слезкиной" (1917) и ирония в стилизованных зарисовках жизни советского времени "На набережной Мойки" (1925). На картоне "Заготовка дров на Неве" (1920) изображены девушки. Хрупкие, изящные создания в юбках, платьях и туфлях, которые… пилят и переносят шпалы. Совсем недавно мирискусники и символисты были увлечены темой балета и театра. Прошло немного времени и дамы в тех же театральных позах, почти в пачках, но антураж иной, реальный.
Поклонники академической живописи оценят эскизы росписи Храма Христа Спасителя И. К. Макарова - евангелисты Марк, Лука, Иоанн и Матфей (1850). Для любителей старых мастеров Г. И. Семирадский, для почитателей художников XX века А. В. Фонвизин.
На выставке представлены не только российские художники, но и зарубежные мастера. "Итальянский архитектурный пейзаж" Ф. Айбнера показывает величие и великолепие готического храма.
И в конце есть подарок столичной публике, любителям искусства. Многие из нас стояли два года назад в очереди на выставку Мухи в Музей личных коллекций. Из Пензенской галереи приехала одна работа А. Мухи - акварель "Сцена в ресторане". Работа одна, но качество безупречное: мечтательная дама в кудрях изящным жестом держит бутылку шампанского, и несколько дам за столом в глубине зала. Муха всегда доставляет удовольствие. Обычно в Школе акварели очереди нет.
Что отличает Школу акварели - высочайшее качество подготовки. Все работы оформлены, к выставке издан каталог. Для другого музея, даже для столичного, такое положение редкость, для Школы акварели наличие каталога - правило. Каталоги произведений региональных музеев выполнены в общем оформлении, для любителей искусства они составят серию (Н. Трегуб).