Государственный Русский музей посвящает 150-летию Государственной Третьяковской галереи выставку рисунков и акварелей первой половины XIX века -яркого периода в истории русской графики, когда рисунок приобрел художественную ценность и получил признание как самостоятельный вид искусства. Вызывавшие восторг у современников рисунки и акварели многих художников этого времени порой бывали живее, темпераментнее, значительнее их живописных произведений.
Московские зрители получили редкую возможность увидеть около 200 работ мастеров первой половины XIX века, хранящихся в фондах Русского музея и в силу хрупкости графических техник и материалов появляющихся только на выставках. Среди них рисунки и акварели О.А.Кипренского, А.Е.Егорова, В.К.Шебуева, А.О.Орловского, А.П. и К.П.Брюлловых, Ф.П.Толстого, П.Ф.Соколова, А.А.Иванова, П.А.Федотова.
Вниманию посетителей предложены все жанры и виды графического творчества, ставшего частью культуры пушкинской эпохи и последующих десятилетий: пейзажи Петербурга, зарисовки, исполненные во время путешествий и экспедиций, акварельные виды усадеб и дворцов, интерьеры, работы для театра, карикатуры, нередко полные юмора жанровые сцены, иллюстрации к литературным произведениям.
Первая половина XIX столетия - время расцвета карандашного и акварельного портрета. На выставке широко представлено все многообразие форм портретного рисунка - от интимного камерного до большого парадного. Особого интереса заслуживают автопортреты художников, в появлении которых нашли отражение романтические веяния эпохи.
В экспозиции демонстрируются работы, выполненные в петербургской Академии художеств: ученические натурные штудии, рисунки "по воображению" - сочиненные композиции на библейские, исторические и мифологические сюжеты, а также произведения в традициях академической школы, созданные мастерами-рисовальщиками, воспитанными на идеалах классицизма.
На материале выставки можно проследить формирование и развитие новой эстетики рисунка. В начале XIX века самостоятельными произведениями искусства становятся не только рисунки, конкурирующие с живописью размерами, степенью отделки, репрезентативностью, но и небольшие листы, наброски, зарисовки, карикатуры, эскизы, графические фантазии. Все больше ценятся артистизм графических приемов, художественная выразительность, отточенность замысла. На рубеже 1830-х - 1840-х годов под влиянием реалистических тенденций меняются темы и сюжеты изобразительного искусства и формируются новые художественные вкусы. Художники чаще обращаются к окружающей их повседневности, бытописательству, критике и сатире.
Любопытная часть выставочного проекта - мультимедиапрограмма - посвящена рисункам в альбомах, получивших широкое распространение в начале столетия. Возникший интерес к коллекционированию графики привел к появлению альбомов, в которые собирали произведения знаменитых и малоизвестных мастеров. Кроме того, альбомы всегда были творческой лабораторией, "кухней" художника. Программа позволяет "перелистать" альбомные страницы и стать невольным свидетелем рождения рисунков, насладиться их маэстрией.
Рисунки и акварели первой половины XIX века благодаря высокому уровню профессионального мастерства и поныне привлекают своей изысканностью и тонким вкусом.