Статья под названием "О творческом методе Борисова-Мусатова. От фотоэтюда к картине" вышла в марте 2006 года в №1 журнала "Собранiе" - иллюстрированного печатного издания по искусству.
Автор статьи, Элеонора Белонович, заведующий Музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова, (филиал Саратовского Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева) рассказала читателям журнала об особенностях творческого метода знаменитого мастера, в частности об использовании постановочной фотографии, предшествующей созданию многих живописных произведений.
Со своей маленькой любительской фотокамерой, привезённой в 1898 году из Парижа, художник практически не расставался до конца жизни. Саратов, Хвалынск, усадьбы Зубриловка и Введенское - об этом рассказывают нам хранящиеся в архивах фотографии, сделанные художником. К помощи фотоаппарата художник прибегал, работая с натурщицами, "мусатовскими" девушками, излюбленными типажами, постоянно встречающимися на его полотнах. По словам друга художника В. Станюковича, "В женских образах, созданных Мусатовым, совершенно отсутствует чувственность… Они призрачны, недоступны, оторваны от земных страстей…" Эти героини кажутся ожившими садовыми скульптурами: их невозможно спутать с обычными девушками, однако индивидуальность отсутствует практически совсем.
Прообразами неземных героинь Борисова-Мусатова чаще всего становились близкие художнику женщины: его сестра Елена, художница Елена Александрова, Надежда Станюкович. Но были и "счастливые находки", пришедшие к художнику буквально по объявлению. Э.Н. Белонович высказала предположение, что Борисов-Мусатов настойчиво искал артистичные модели, способные гибко реагировать на его замечания и выполнять поставленные перед ними задачи. Почему же у него возникло такое пристрастие к фотографии? Быть может, причина кроется в том, что художник боялся утратить такое хрупкое, ускользающее мгновение?
В результате у Борисова-Мусатова был собран большой банк фотоэтюдов, и мастер мог "играть" с ними, выбирая типажей для картин и объединяя их в многофигурные композиции.
Возможно, нашему современнику фотографии, сделанные Борисовым-Мусатовым, покажутся скромными, несовершенными, однако именно они помогают сейчас в атрибуции работ художника, лучше понять его творческий метод.
Екатерина Останина