Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное государственное учреждение культуры и Всероссийский музей А.С.Пушкина представляют выставку рисунка Евгения ВЛАДИМИРОВА "Там, где море вечно плещет…" (Пушкинский Крым).
Евгений Владимиров принадлежит к тем художникам, чья творческая и личная судьбы слиты воедино. В 1985 году художник переезжает с семьей в Восточный Крым и поселяется неподалеку от волошинского Коктебеля. Это стало поворотным этапом в творческой судьбе мастера. Близ вулканического массива Кара-Даг Е.Владимиров нашел адекватную его художественному видению среду обитания, без которой художника уже трудно представить. Во многих его работах Крым предстает той землей, где дымились вулканы, застывая с течением времени в могучие скалы. Эпическая выразительность тех мест нашла воплощение в грандиозных панорамах, фиксирующих и горную гряду, которая гигантским полукольцом охватывает плато близ дома мастера, и другие панорамные пейзажи, в которых запечатлена вся масштабность окружающего мира. Рисунки Е.Владимирова, сочетающего в своем творчестве два классических метода - анализ и синтез, отличаются необычным для современного человека вниманием к натуре. Счастливый случай в дни празднования Пушкинского 200-летнего юбилея дал художнику возможность вернуться к событиям 180-летней давности - переходу из Феодосии в Гурзуф корвета "Або" с А.С.Пушкиным на борту в августе 1820 года и повторить маршрут пушкинского путешествия. Так Е.Владимирову довелось посмотреть "на брега Тавриды" с борта яхты. В результате появился своеобразный дневник путешествия - множество графических листов, отличающихся потрясающей точностью передачи натуры. Поэтому серия крымских рисунков имеет совершенно особый характер. Виды на "полуденные берега" с моря - это и точное, лаконичное воплощение образа эпического Крыма, и своеобразная визуализация впечатлений поэта от незабываемого путешествия вдоль Таврического южнобережья. Когда рисунки смотришь вместе, в повторяемости некоторых мотивов ощущаешь и движение вдоль берега, и течение времени. К тому же художник провел большую филологическую работу, составив своеобразную антологию пушкинских текстов, посвященных морю и Крыму как "колыбели Онегина". На выставке пушкинские стихотворения, отобранные и предложенные художником, удачно переплетаются с его "теплыми", пастельными графическими изображениями. "Паруса яхты" на рисунках и сами рисунки путешествия наполняются стихами, внутренним ритмом движения. Стихотворение и рисунок выстраиваются художником в единый культурный текст.
Выставка с успехом экспонировалась в Крыму, Москве и других городах России. Не случайно ныне она открывается во Всероссийском музее А.С.Пушкина. Ведь именно здесь, на Мойке, 12 в доме Волконских поэт провел последние месяцы жизни, вспоминая счастливейший период молодости, связанный с южным путешествием в кругу семейства генерала Н.Раевского, очаровательной дочери которого (в замужестве Марии Волконской) посвящены его знаменитые лирические строки. Сегодня в этом доме в залах литературно-монографической экспозиции представлено немало материалов, посвященных пребыванию Пушкина на юге. Вероятно, есть глубокая закономерность в том, что рисунки Е.Владимирова - нашего современника - вступают в живой диалог с пейзажами художников - современников Пушкина, составляющих золотой фонд собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина.
В целом в серии работ, представленной на выставке, не программной для Е.Владимирова, проявились особенности его творчества - редкая для современного художника объективность в отображении картины мира через частность, умение, сохраняя верность натуре, передать ее внутреннюю суть.
Выставка работает с 20 марта до 10 апреля 2006 года.