В Курганском областном художественном музее состоялось открытие персональной выставки живописца Бориса Лапшина, посвященной его 70-летию. И хотя дата юбилея еще достаточно далека (3 июня), вернисаж был весьма своевременен, ведь зимние мотивы - любимые в творчестве этого художника. Можно с уверенностью сказать, что картины зимней природы Бориса Лапшина стали визитной карточкой его искусства. Неслучайно из 72 произведений, представленных в экспозиции, почти половина - пейзажи зимы и самого начала весны. Короче говоря: "Мороз и солнце!"
Детство Бориса Алексеевича Лапшина прошло в Кургане, затем - Свердловское художественное училище, и с конца 1950-х годов художник участвует в городских, областных и региональных выставках. Писал пейзажи и натюрморты, пробовал свои силы в композиции. Однако вскоре понял, что его стихия - пейзаж. Молодой живописец увлеченно работал на этюдах, постигая неисчерпаемое богатство цветовых отношений и ритмов в природе, объехал с этюдником все окрестности Кургана.
На всю жизнь усвоил Борис Лапшин уроки русской школы лирического пейзажа. Во многом этому способствовали поездки на знаменитую Академическую дачу имени И. Е. Репина, что под Вышним Волочком в Тверской области. За долгую историю своего существования этот Дом творчества воспитал не одно поколение отечественных мастеров пейзажа в традициях русской пленэрной живописи, в традициях русского реалистического искусства. Не удивительно, что "академические" зимние и весенние пейзажи Б. Лапшина стали одной из самых ярких страниц его творчества. Это "Деревня Кочище", "Сороки.(Веранда.)"(КОХМ), "Часовенка", "К весне" и многие другие.
Яркие впечатления остались у Бориса Лапшина от поездки в 1985 году в Дом творчества "Байкал". Не сразу на палитре живописца нашлись нужные краски, чтобы передать все своеобразие природы Байкала. В результате упорных живописных поисков появился целый цикл пейзажей, запечатлевших все величие горных ландшафтов вокруг "славного моря".
Живописная манера художника испытывала определенную эволюцию на протяжении более чем тридцати лет творчества. Звучные по цвету, пастозные этюды раннего периода ("Катера на Тоболе"), сменились более обобщенной цветовой пластикой, зачастую приглушенным звучанием колорита, высветленностью палитры в пейзажах 1970-х годов ("Снежная зимка", "Март. Деревня Кочище" (КОХМ)). В последующем десятилетии художник вновь обратился к сочной живописной манере ("Иволга" (КОХМ), "Натюрморт с рыбой" (КОХМ), "Порт Байкал"), а в начале 1990-х во многих его пейзажах зазвучали минорные интонации, появились сумеречные состояния природы, живописная поверхность его работ приобрела зыбкую прозрачность, сплавленность ("Стожки", "Сумерки").
Человек тонкой душевной организации, чрезвычайно впечатлительный и эмоциональный, Б. Лапшин умеет проникнуть в потаенную жизнь природы, сопереживая ее изменчивым состояниям в выразительных по цвету и живописной пластике пейзажах настроения. Вот почему зрители подолгу задерживаются у таких совсем неэффектных, на первый взгляд, работ Б. Лапшина, как "Голубая весна", "Сороки" (КОХМ), "Мартовский денек", "Ранняя весна" и др. В них есть все, что близко и дорого сердцу русского человека: сельские домики на пригорках, баньки, сбегающие вниз к реке, березы в инее, стога под снегом, деревенские лошадки и вездесущие сороки, столь полюбившиеся Б. Лапшину, - словом, то, что позволяет безошибочно угадать автора этих пейзажей.
Вместе с тем, на выставке довольно много работ, навевающих образные ассоциации с произведениями классиков русской живописи. Так, глядя на "Теплый вечер" Б. Лапшина, представляешь подобные мотивы у И. Левитана. Пейзаж "К весне" своим влажным дыханием и почти акварельными размывами цвета перекликается с пейзажной лирикой В. Бялыницкого - Бирули. Все это можно объяснить лишь одним словом - традиция. Благодаря ей и сегодня живо искусство русского лирического пейзажа.
Светлана Кулакова, куратор выставки.