Новая выставка Эрмитажа носит название "Воспитание Амура. Французская гравюра галантного столетия в собрании Государственного Эрмитажа". Амур - древнее божество любви, сын Венеры и Марса. Перед силой его стрел, "отравленных" любовью, равны и люди, и бессмертные боги.
Выставка переносит нас во Францию XVIII столетия. Галантный век - эпоха, когда умели и любили наслаждаться жизнью. В век Казановы любовь - игра, искусство и наука. Вечно юный проказник Амур - один из главных его идолов. В небесах галантного столетия, как в древности, резвятся языческие божества. Заметить среди них Амура просто. Их здесь целые стаи, маленьких крылатых и коварных малышей со стрелами. Христианские святые уступили им место под натиском культа Разума, провозглашенного философами эпохи Просвещения. Век энциклопедистов с усердием и удовольствием систематизировал знания. И любовь, оставаясь прекрасной игрой, где главный приз - наслаждение, не избежала этой участи.
Новая экспозиция открыта в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа. При входе вас встречают три изображения главного ее героя - Амура. Его торжествующая улыбка и знаменитый лук, нацеленный на входящего в его царство. Но не сразу он обрел свою власть над сердцами богов и людей.
В первой части выставки мы можем познакомиться с историей воспитания Амура и обучения его премудростям Любовной науки. Роль наставников юного крылатого божества выпала Венере и Меркурию. В их нелегком труде, - ведь наказания не отвращают Амура от многочисленных проказ, - им помогают нимфы.
Обучение окончено, и Амур устремляется на охоту. Вторая часть экспозиции "Воспитанница, или Урок Амура". Его любимая цель - юная девушка. Невинность, жаждущая его урока. Она неизбежная и добровольная жертва бога любви. Он находит ее, охваченную грезами, в тени цветущего сада. Лукаво подмигивает ей со страниц романов или когда она созерцает произведения художников.
Словарь любовных понятий XVIII века ныне забыт. Третья часть экспозиции "Фигуры любовной речи" знакомит нас с ним. Восхищение, томление, настойчивость, наслаждение, чувственность. Для каждого чувства есть свой символ, намек. Намек - одно из ключевых понятий в любовной азбуке. Недоговоренность придает любовный игре особый шарм. Все вместе эти аллегории составляют своеобразный кодекс поведения влюбленных. Жизнь как увлекательный спектакль, и любовь - прекраснейшее из ее наслаждений - не может обойтись без четкой сценографии.
Среди персонажей этих гравюр есть древние языческие боги, современники художников и даже библейские герои. Перед Амуром равны все, и коварный мальчишка вездесущ. Вместе с художниками он наслаждается красотой обнаженного женского тела. Но и поглощенный созерцанием эротических грез, он замышляет новые подвиги. Обольщать, обманывать ревнивых мужей, передавать тайные любовные послания - вот его обычный распорядок жизни. Но и сам бог любви не избежит своих сетей, о чем поведает нам гравюра на сюжет из истории Амура и Психеи.
Умение, талант - наслаждаться жизнью и искусством. Об этой способности человека, составившей основу культуры галантного столетия, и повествует выставка "Воспитание Амура". Это и воспитание зрителя, обучение его восприятию всех бесконечно прекрасных оттенков бытия.
(с) Музеи России