11 марта в 16.00 Арт-Центр "Пушкинская-10" и Музей Нонконформистского искусства приглашают на вернисажи выставок:
- Большой зал Музея. Константин Сутягин и Александр Шевченко (Москва) "Про радость", живопись. Куратор - Владимир Назанский (Новосибирский художественный музей). Выставка продлится до 2 апреля.
- Малый зал Музея. Персональная выставка Александра Дашевского "Женщины и утварь", живопись, графика. Куратор - Евгений Орлов. Выставка продлится до 2 апреля.
Константин Сутягин и Александр Шевченко (Москва). В отсутствие в сегодняшнем станковом искусстве ясно выраженных стилевых направлений, ярлыки "реализма", "импрессионизма" или даже "примитивизма" легко навешиваются на продукт творчества авторов, зачастую и не помышлявших о подобном "научном" восприятии их картин. Узнаваемость и наличие исторических аналогий, пусть даже возникающих с очевидной натяжкой, нынче призваны успокоить многих "потребителей прекрасного".
Впрочем, бывают исключения, это когда в искусстве случается подлинное внутреннее родство, идущее не от изучения творчества великого или просто известного предшественника и последующей уморительной стилизации собственных работ. Подобное, довольно редко встречающееся, качество мы как раз и имеем в случае с московскими (пока еще все молодыми) художниками Константином Сутягиным и Александром Шевченко. Живописная пластика их холстов, выбор мотивов и сюжетов заставляют вспомнить о той эстетике, которую на рубеже 30-х годов уже прошлого столетия утверждала в российском изобразительном искусстве группа художников, именовавшаяся цифрой "13".
После первой выставки в Доме печати в феврале 1929 г. критика отмечала в работах "13-ти" влияние французских мастеров - Гиса, Матисса, Дюфи. Это не было лишено основания, но и не являлось решающим признаком для характеристики этого течения. Вторая выставка объединения не состоялась, даже несмотря на напечатанный каталог. Третья и последняя - была заклеймена в советской печати как вылазка буржуазных художников… сознательно работающих на буржуазного западного потребителя.
Творчеством участников "13-ти" Сутягин и Шевченко начали интересоваться значительно позднее, чем обнаружили гармоничность соединения собственных работ в пространствах выставочных залов. Случайный зритель, указавший однажды на некоторое сходство их пейзажей в работами Древина - не нарочитое, а вполне стихийное, - оказался первоисточником осознания традиции. Но совместные проекты последних лет, способность авторов не раствориться ни в одном из принудительных контекстов, сохранив индивидуальность творческого тандема, - все это делает искусство Сутягина и Шевченко вполне современным и не зависящим от эпигонства и подражания. Это - очень современные и очень традиционные художники. Современные они потому, что не отдаются беззаботно прорывам творческой энергии, а склонны к рефлексии, порой - иронии ил грусти. А традиционные они потому, что в конце бурного века, не раз уже объявившего о "смерти живописи" и о "конце искусства", они работают в цвете, ценят законы станковой картины и не противопоставляют себя тому, что в былые времена называлось "школой". (В тексте использована статья "Четырнадцатый и пятнадцатый" Сергея Сафонова).
Александр Дашевский. Никого и ничем сегодня в выставочных залах шокировать не приходится - запретного в искусстве давно в помине не осталось. И все же в картинах Дашевского запоминаются и честно работают на образ его дразнящие сюжеты: девицы с унитазами, в шеренгу за ними - обезличенная дизайном "домашняя утварь": электроника, сантехника, рядом с которой, как принято считать, совсем не место художнику. Если это только очередной эпатаж, то, что спасает эту живопись от дешевой бравады, от штампов молодежного надрыва? Думаю: искренний азарт самой живописи, снайдеровский, в своем роде, размах и вкус к вещи - будь она убогим бумажным стаканчиком или же "вещью из вещей" - телом любимой модели, брошенным в груды конвейерной продукции и сияющей как победа над вещью.
Дашевский предлагает "страшное" (его любимое словечко) или убогое, или похабное меню сюжетов, к которым привешивает ярлычки звонких названий. Это "позиционирование" себя перед публикой - непременный сегодня выставочный гарнир - к его живописи имеет мало отношения. Вроде того, что надо же о чем-то поговорить с посетителем, которому заведомо живопись неинтересна. Времечко такое эстрадное... Мне в работах Александра Дашевскогого дороги самодостаточность живописи, прямота и сила высказанного чувства, наконец, редкая сегодня монументальность - видение частного, фрагмента жизни в масштабе осмысленного целого.
М.Иванов