3 марта в Лекционно-выставочном комплексе музея-заповедника «Кижи» (Петрозаводск, ул. Федосовой, 19) в 15.00 открывается выставка «Кижи — остров открытий»
http://kizhi.karelia.ru/information/3_exhibition/lvk/06_03/1.htm, которая позволит посетителям прикоснуться к творчеству молодого поколения 21 века. Выставка представляет детские и студенческие работы, интерпретирующие тему народной культуры, историко-культурное наследие острова Кижи и Заонежья.
Выставка «Кижи – остров открытий» создана по результатам трех долгосрочных социокультурных музейно-образовательных проектов: «Республиканский детский музейный праздник «Кижи – мастерская детства», «Республиканская летняя детская музейно-этнографическая школа на о. Кижи», «Летний Университет». Эти проекты действуют в рамках Республиканского детского музейного центра, созданного 12 лет назад при музее-заповеднике «Кижи». За эти годы в музейно-образовательных программах, выставках и конкурсах РДМЦ приняли участие около 500 тысяч детей и взрослых. Это значит, что каждый из них пополнил личный культурный багаж, прикоснулся к культуре и наследию Кижей, а многие из них воплотили свои впечатления в творчестве.
Кижи – это место, где великолепно сочетается все: памятники деревянного зодчества, созданные руками человека, природа острова, люди, которые хранят духовную культуру народа Заонежья. На острове ребенок попадает в необычный для него мир, где все взаимосвязано и воздействует на его чувства. Атмосфера острова воодушевляет ребенка и вдохновляет его на создание творческих работ. Основная цель образовательных проектов музея состоит в том, чтобы разбудить в ребенке творческую энергию, желание участвовать, быть субъектом культуры, а не просто наблюдать и слушать. Главное — помочь молодому поколению постигать историю и культуру через собственный опыт сопричастности.
Работы, представленные на выставке, — результат открытий, сделанных учащимися и студентами на заповедном острове. На выставку отобрано более 100 творческих работ победителей и участников многолетних детских музейных праздников: изобразительные работы, панно из дерева, резьба по дереву, аппликации с изображением часовен, роспись по дереву, погремушки, триптих в технике батик, керамические колокольчики, лоскутное одеяло с изображением церквей, икона на бересте, мешочки для просфоры, пасхальные яйца (бисероплетение), куклы, вышивка.
На выставке также представлены изобразительные работы, написанные на острове петрозаводскими студентами. Летом 2005 года впервые в Кижах прошли два пленэра, в которых приняли участие студенты из Карельского государственного педагогического университета и Петрозаводского филиала Международного славянского института. Творческим результатом пленэров стали около семидесяти живописных работ и более 250 графических эскизов, зарисовок памятников деревянного зодчества и их деталей, предметов быта, интерьерных зарисовок. Одну из своих картин, написанных во время пребывания на острове, музею подарил старший преподаватель педуниверситета, художник Бадри Топурия. Участниками выставки стали и маленькие художники детской музейной художественной студии «Кижская палитра», которые тоже провели на острове недельный пленэр. Самой молодой художнице — Ксении Вайтович — всего 6 лет. Несмотря на столь юный возраст Ксюша выставила две работы, представив свой собственный взгляд на кижскую архитектуру.
Авторы выставки попытались выделить основные источники детского вдохновения — архитектуру, природу, духовную и материальную культуру острова Кижи. И, исходя из этого, выставка приобрела необычную структуру. Каждый раздел выставки оформлен определенным цветом (природа – зеленый цвет, духовная культура – голубой, Кижский архитектурный ансамбль – желтый, материальная культура – красный). В центре выставочного зала расположилась интерактивная часть экспозиции. Внутреннее пространство «комнаты открытий» разделено на четыре части, где находятся знаковые предметы по каждому разделу выставки (лемех — символ деревянного зодчества; цветок, веточка, сосновые шишки — природа; икона — олицетворение духовной культуры, прялка или веретено — обозначают быт).
В процессе игрового занятия-экскурсии на выставке ребенок, знакомясь с творческими работами, получит представление о многих традиционных предметах крестьянского быта, о народных обычаях, познакомится с устным народным творчеством. А арсенале интерактивного занятия: активный диалог, игра-пантомима «Отгадай животное», игра с пазлами, зарисовки на мольбертах. Дети получат возможность попробовать свои силы в хозяйственно-бытовых процессах (например, в глажении белья рубелем и скалкой). В игровые занятия включены прослушивание записей сказок, плачей в исполнении И.А.Федосовой, звуки природы (аудиозапись). Именно такие выставки дают возможность узнать и понять свою историю, народные традиции.
В конце знакомства с выставкой посетители смогут написать свои пожелания острову, отметить лучшие работы.