С 10 марта по 10 апреля 2006 года Зверевский центр современного искусства приглашает на выставку художников Пуэрто-Рико (США) "War imPRessions". Хавьер Камбре, Карлос Фахардо, Чарльс Юхас-Альварадо, Мигэль Лусиано, Гарвин Сиерра, Эдра Сото Фернандес. Куратор - Элвис Фуэнтес.
«Военные впечатления» - выставка графики шести пуэрто-риканских художников о войне и ее отпечатках на теле и психике человека. Художники выбирают темы от образования до массовой культуры и демонстрируют зрителям, что насилие стало частью повседневной жизни в современном обществе.
Мигель Лусиано - сопоставляет образовательные практики, которые одобряют культуру милитаризма в образовательной системе США. Он изображает в полный рост солдат, взятых с сайта Scholastic, самого большого издательства детских книг и образовательных материалов в США. Используя трафарет и спрей, учит создавать произведения искусства и в то же самое время развивает критическое отношение к источнику этих будто бы безвредных образов.
Рождество - традиционный праздник в Пуэрто-Рико, во время которого всё чаще происходят трагические происшествия. Каждый год несколько человек бывает ранено и даже убито из-за неосторожного обращения с пиротехникой. Гарвин Сиерра обобщает эту ситуацию в работе «Кровавое Рождество», поворачивая проекции снежинок в композицию и синхронно сопровождая ее эхом выстрелов.
Эдра Сото Фернандес показывает героев голливудской войны - секс-символов (Мэл Гибсон, Николас Кейдж, Джордж Клуни) в серии портретов, взятых непосредственно с экрана ее домашнего телевизора. Другая фотосерия отражает романтические восходы и закаты на разнообразных пейзажах перед бомбежкой. Шрамы, раны, ожоги, воронки от взрывов оставляет война в качестве «графических» свидетельств, но вы об этом едва помните после просмотра голливудской картины о войне.
Хавиер Камбре также вовлечен в кинематографическую культуру. Он использует кадры из японского фильма Сехей Имамура «Черный дождь» (1989) о загрязнении окружающей среды и болезнях, причиной которых была радиация после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки во время второй мировой войны. Камбре соединяет эти фрагменты с документальной пленкой общественного телевидения США и своими собственными интервью, снятыми домашней видеокамерой.
Сотни пуэрто-риканских солдат принимали участие в войнах Буша в Афганистане и Ираке. Большинство пуэрто-риканцев видят эту войну как «войну другой страны». Некоторые художники отмечают существо проблемы: колониализм. Карлос Фахардо и Чарльз Юхас-Альварадо показывают проблемы колониализма различными методами. Фахардо использует политические комиксы и карикатуры как орудия, чтобы разрушить медиократию. Он представляет весь военный персонал администрации Буша в серии ксерокопировальных рисунков, чтобы охарактеризовать отношения между Пуэрто-Рико и США.
Юхас-Альварадо отдает дань уважения лидеру движения за независимость Пуэрто-Рико - Филиберто Охеда Риос, убитому агентами ФБР в сентябре 2005 года. Художник печатает изображение мачете на маленьких деревянных ложках для мороженого. Мачете - символ «Лос Мачетерос», подпольной группы политических повстанцев, активных в течение десяти лет. Риос был командиром этой группы. Художник играет с произношением слов «Ice cream» (мороженое) и «I-csream» (я кричу). Это метафора, которую он употребляет, чтобы обойти цензуру на тему «Лос Мачетерос». Для Москвы Юхас-Альварадо предлагает акцию участия и солидарности, приглашая посетителей Зверевского центра есть мороженое в память о тех, кто был «опален тропиками».