В Мраморном дворце открылась новая выставка - выставка фотографий Анастасии Хорошиловой. Новая выставка, что в этом необычного? На самом деле, почти все. Во-первых, фотография нечастый гость в выставочном пространстве Русского музея. Еще реже музей такого уровня обращается к творчеству совсем молодого художника. И, наконец, произведения Анастасии Хорошиловой сильно отличаются от традиционного образа современной художественной фотографии, сложившегося, как у зрителей, так и у специалистов.
Более ста лет фотохудожники стремятся заставить публику забыть о прикладных возможностях фотографии, о ее утилитарном назначении. Вытесняя из своих работ четкую связь с действительностью, наполняя их фантастическими и абстрактными образами. Часто в произведения современных фотографов изначально заложен комплекс столь сложно переплетенных цитат и отсылок к актуальным проблемам социально-гуманитарных дисциплин, что общение с этими работами превращается для зрителя в проверку знаний актуальных тенденции современной философии.
Произведения Анастасии Хорошиловой иные. Точкой опоры ее творчества, по собственному определению художницы, является портрет. Ее портреты - это не только и не столько внешний облик человека. Художница стремится раскрыть в одном изображении всю совокупность знаний человека о самом себе и мире. Ей мастерски удается раскрыть образ героя произведения через вещи его окружающие, образ его жилища или земли на которой он живет.
На экспозиции, открывшейся в Мраморном дворце, представлено несколько фотосерий Анастасии Хорошиловой. Удивительное впечатление производит цикл работ "Бежин луг", создававшихся в 2004-2005 годах. Как можно догадаться по названию цикла, напоминающему о хрестоматийном рассказе Ивана Сергеевича Тургенева, он обращен к жизни современной русской деревни.
Только здесь вы не встретите привычных по фото и телехроникам картин вечного упадка и разложения крестьянства. Нет здесь и ностальгических нот, которые некоторые могли бы предположить, узнав, что художница много лет жила и получила образование в Германии. Яркие, ясные образы людей. Создание их потребовало двух лет путешествия по деревенской России. Сохранившей, несмотря на все перипетии истории, цельность традиционного уклада жизни.
За время работы над произведениями серии Анастасии Хорошилова хорошо узнала людей, чьи лица смотрят сегодня на нас со стен галереи. Они неотделимы от земли, на которой живут. И эта вечная связь наполняет их жизнь гармоничной завершенностью. В их жизни, как и в жизни каждого из нас, есть грустное и смешное, низменное и благородное. Есть в них и особое изначальное чувство собственного достоинства. И чтобы понять, увидеть и запечатлеть это, художнице надо было найти верный тон общения с деревенскими жителями, заручиться хоть каплей их доверия.
Серия "Islanders" - "островитяне" рассказ о жизни людей по тем или иным причинам живущем вне крупных сообществ, в маленьких изолированных мирах. Через портреты маленьких учеников Академии хореографии в Москве, обитательниц немецкого женского приюта и подопечных приюта Саввино-Сторожевского монастыря художница рассказывает о борьбе человеческого "Я" с казенной, обезличивающей обстановкой. О попытках, часто трогательных и наивных, привнести в нее хоть немного тепла человечности.
Посетив выставку Анастасии Хорошиловой, вы немного больше узнаете о людях, живущих в нашем мире. Диапазон представленных здесь человеческих сообществ разнообразен. Ведь кроме описанных серий есть в экспозиции циклы "Балтийск" и "9,5 plus", знакомящие зрителя с разными гранями жизни военных. Трудно сказать сейчас разрушат ли ее фотографии привычные стереотипы восприятия разных человеческих сообществ друг друга, но, по крайней мере, они заставляют о них задуматься. Работы Анастасии Хорошиловой - редкая возможность диалога между людьми. К которому вы можете присоединиться, побывав в Мраморном дворце на выставке молодой, но не начинающей художницы.
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N25670
Елизавета Крылова