Кризис современной цивилизации отразился на всех сферах человеческой деятельности. Культура не стала исключением. Есть мнение, что искусству нет места в нашем сегодняшнем мире. Во всяком случае, настоящему, немассовому. Оно (искусство) стало заповедной территорией. Миром, живущим в себе и для себя. В нем могут побывать лишь избранные - художники и арт-критики. Рядовому зрителю код доступа неизвестен. Эту идею Виталий Пушницкий визуализирует в инсталляции "Железный век". Представленной на одноименной выставке молодого, но успешного петербургского художника, открывшийся в Молодежном центре Эрмитажа (Мойка 45).
Искусство - тяжкий труд, для того, чтобы припасть к его живительным истокам, надо приложить немалые усилия. С этим согласиться всякий попытавшийся рассмотреть произведения Виталия Пушницкого, включенные в "экспозицию" "Железного века".
Его картины выдержаны в лучших реалистических традициях, сказывается школа, пройденная в стенах Академии художеств. Только висят они непривычно, в огромной металлической клетке. К тому же изнаночной стороной холста к зрителям. Клетка - символ стены разделившей искусство и человека. Нам оставлены на подробное рассмотрение фактуры использованных холстов с "выходными" данными произведений: подпись (наверное, как дань любви современного общества к брэндам и именам), материал, дата. Живопись - традиционный, привычный вид искусства. Но, как считает художник, ныне в век высоких технологий и еще более высоких скоростей неактуальный и нерентабельный.
Ощутив в полной мере свою отлученность от искусства, вы зададитесь вопросом: "Почему возникла это проницаемая для взгляда, но кажущаяся непреодолимой преграда?". По мнению художника, эта ситуация, оформившаяся в ХХ веке, возникла по причине обособленности искусства. Как и наукой, им занимается узкий круг людей. Оно закрылось в собственном мире. Во всяком случае, настоящее искусство, которое не следует путать с многочисленными аттракционами, предлагаемыми шоу-бизнесом. Хотя связи между двумя этими ипостасями творческой деятельности могут возникнуть и возникают.
В двух старых шкафах нашли приют старые телевизоры. Такие не найдешь не то, что в магазинах, но вряд ли встретишь и в частном владении. К давно погасшим экранам прикреплены нецветные изображения. Инсталляция "Мертвые телевизоры" тихо стоит в углу второго зала экспозиции. Когда-то эти телеприемники приносили картины быстротекущего времени современности в наши дома. Но эти культовые объекты-субъекты масскульта и, одновременно, заложники его законов, давно умолкли и погасли. "Обезвреженные" они уже как часть произведения искусства покрывается пылью вечности за музейным стеклом. Укоряя за короткую память и нечуткое отношение ко вчерашним кумирам и дефицитным предметам быта.
На стенах зала, где нашли приют и покой, мертвые телевизоры, размещены фотографии художника. Снятые в разных уголках мира они возвращают нас к прутьям клеток, запомнившимся по "Железному веку". Клетки и решетки: с ними отождествляет и ими символизирует художник главную тему выставки - тему несвободы человека, попавшего в уютную ловушку цивилизации. Но не все так мрачно. Сам художник констатирует: "Тема грустная, но не закрытая".
Виталий Пушницкий по собственному определению "совершил полный круг", планомерно и систематически попробовав все виды современного искусства. Открывшаяся выставка синтезирует этот опыт. Здесь вы сможете взглянуть на мир глазами современного художника. Возможно вы его единомышленник, настроены на ту же жизненную и идеологическую волну, тогда послание этой экспозиции откроется вам в полной мере. Но, вне зависимости от того, согласны ли вы с точкой зрения художника или нет, его работы остаются интересным творческим экспериментом. Как и выставочное пространство, в котором они представлены, где Эрмитаж, символ традиционных музеев России, стремиться превратиться в музей современного искусства.
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N25333
Елизавета Крылова