Государственный музей А.С.Пушкина, Московский музей-усадьба "Останкино" при участии Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного Исторического музея, Российского государственного архива древних актов (РГАД) представляют выставку "…В тени кулис…", посвященную 250-летию русского театра. Открытие 21 февраля в 16.00.
Первая выставка, посвященная знаменательной дате, 250-летию русского театра, открывается в музее А.С.Пушкина. Основная ее идея - дать представление о театре пушкинской эпохи. Языком музейной экспозиции рассказать о времени, когда молодо было само искусство театра, о времени становления русского театра. Просветительская направленность выставки предполагает, прежде всего, юную аудиторию, но, безусловно будет интересна и самой широкой публике.
Увлечение театром 1810-20 годы было всеобщим. Быть современным означало тогда быть театралом. Зрительный зал становился практически единственным местом, где собиралось все общество. Молодой Пушкин "под сению кулис" провел без малого три года, с 1817 по 1820-й, чуть не ежедневно посещая Немецкий, Малый и Большой Каменный театры Петербурга. Пушкин оставил точное описание пестрой театральной среды: от сановного завсегдатая, ко всему равнодушного "почтенного украшения первых рядов абонированных кресел", светского денди - "актрис неверный обожатель, почетный гражданин кулис"", до благодарных зрителей райка, или парадиза, как тогда называли галерку. Театр пушкинского времени - это и полумрак зрительного зала из-за скудного освещения, и стоячий партер, куда набивалось до тысячи зрителей, это и его звуки: шиканье, восклицания "форте", или пушкинское - "несносно!", когда очередной "плохой питомец Мельпомены" забывал текст. После поднятия занавеса, на сцене эффектно вспыхивало яркое освещение и начинались "чудеса зрительного обольщения". "Кулисных дел мастера" запускали подъемники, гремел гром, вырывались языки пламени, лились водопады. По обычаю того времени представления в театре начинались в шесть часов вечера, как правило, водевилем, затем шли опера или драма, и завершал театральную программу балетный дивертисмент. Именно в балете, в то время самом профессиональном на русской сцене виде сценического искусства весьма успешно применялась театральная машинерия и всевозможные спецэффекты, благодаря которым пышные балетные феерии были так памятны их зрителям и, конечно, Пушкину.
Живой интерес на выставке, прежде всего у детей, несомненно, вызовут старинные театральные машины и механизмы, создававшие на сцене эффекты грома, ветра, волн, дождя и фонтана. Эти хитроумные механизмы, а также подъемник "Славы", при помощи которого или подобного ему взмывали в бутафорские облака "амуры и Психеи", устройство для быстрой смены декораций, возможно будет не только увидеть на выставке, но и опробовать в работе.
Большинство театральных машин, реконструированных по образцам 17-18 вв., будут показываться в действии. Некоторые, особо "опасные" для музейного пространства, такие как Огонь или Фонтан представлены на чертежах и схемах. Образ Закулисья театра пушкинского времени, дополняют на выставке также подлинные детали обстановки артистической гримерной, сценические костюмы. Небольшая сцена, выстроенная в зале музея, вместе с эскизами декораций, репертуарными афишами, программками, портретами деятелей театра объединяют в единое пространство мир зрителя и сцены театра первой половины 19 века. Театр пушкинского времени, или по определению поэта, "волшебный край" - складывался из многих элементов и создавался многими. Большинство "соседей" Пушкина по театральным креслам, истинные любители театра, деятельно и практически служили ему, кто переводами, кто сочинительством, кто критическими статьями, кто преподаванием артистам. Н. Гнедич, например, был преподавателем Е. Семеновой, П. Катенин - А.Колосовой и В. Каратыгина. А.Грибоедов в соавторстве с Жандром, Хмельницким и Шаховским сочинял водевили, Ф. Булгарин пробовал себя на поприще театрального критика. В доме у А. Шаховского, автора бесчисленных пьес, собирался после спектаклей "весь театр", на заседаниях у Н. Всеволожского регулярно делались театральные обзоры. В острой словесной полемике сторонников подражания зарубежной артистической школе с представителями передового "левого фланга" театра (названного так по месту расположения кресел в зрительном зале, как правило, в партере с левой стороны) решалась судьба русского драматического искусства. По праву на выставке портреты легендарных актеров, знаменитых и почитаемых писателей, художников, меценатов, композиторов соседствуют с теперь уже забытыми деятелями театра, некогда принимавших самое непосредственное участие в его становлении.
Передвижная выставка "В тени кулис" будет работать в Музее А. С. Пушкина до 10 мая. Ее показ продолжится в Музее-усадьбе Останкино.
Выставка проходит в рамках 2-ого Международного музейного фестиваля исторических театров Европы "Театр ХVIII века: техника и технология".
Музеи А.С.Пушкина и усадьбы Останкино являются членами Ассоциации исторических театров Европы (АИТЕ) "PERSPECTIV", созданной под эгидой Совета Европы в 2003 году. Вслед за первым музейным фестивалем, с успехом прошедшим в 2004 году, Москва вновь становится местом встречи членов Ассоциации, участников фестиваля.