Выставка графики народного художника России, профессора Бориса Аркадьевича Диодорова и его учеников являют собой интереснейший опыт сплава высокого мастерства одного из крупнейших современных иллюстраторов детской книги и первых шагов в профессиональном искусстве молодых художников, еще продолжающих свое обучение на факультете Графических искусств Московского государственного университета печати. Такие выставки чрезвычайно редки, поскольку обоюдоопасны для обеих сторон - учитель рискует выглядеть старомодным, а студенты дерзкими неумехами. Однако экспозиция воспринимается с живым интересом, и достаточно цельно.
На выставке представлены с одной стороны - внушительный цикл из 24 полосных иллюстраций к сказкам Г.Х. Андерсена, выполненных в технике офорта с акватинтой выдающимся художником, признанным как в нашей стране, так и за рубежом, отмеченным редкой почетной наградой "Гран При-Андерсен 2001" и, с другой - конечно, менее зрелые, но разные по характеру и стилю иллюстрации к произведениям всемирно известного сказочника, выполненные учениками мастера - Е. Абдулаевой, У. Подкорытовой, Д.Клюшниковой, Е. Лоцмановой, Н.Яскиной, Л. Шмельковым, М. Каменской и М. Дорошенко. Иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена, составляющие основу выставки, появились в музее-заповеднике не случайно, поскольку являются частью проекта "Андерсен в гостях у Пушкина", осуществленного в юбилейный год знаменитого сказочника.
Вторую половину экспозиции представляют станковые работы - акварели, рисунки, литографии, посвященные пушкинской теме и Пушкиногорью.
В июле 2005 названная выше группа учеников Бориса Аркадьевича, по его рекомендации и при поддержке администрации Пушкинского музея-заповедника, провела пленэр в этом замечательном и святом для каждого нашего соотечественника уголке России, выполнив значительное количество этюдов, рисунков и эскизов.
Вместе со студентами трудилась и Л.Л. Антонова, доцент кафедры рисунка и живописи МГУП, которая представлена на выставке циклом станковых цветных автолитографий, посвященных жизни великого поэта, а также рядом крупноформатных рисунков-пейзажей Пушкиногорья.
Студенты вполне понимали уязвимость своего положения, решившись выставиться в одном зале, рядом с таким большим мастером, и приложили максимум старания и ответственности, работая под его руководством и стремясь довести иллюстрации до требуемого завершения, не утратив свежести и выразительности первоначального замысла.
И опыт этот в значительной мере удался. Некоторые из них - Е.Абдулаева, У.Подкорытова, Е.Лоцманова выступили более уверенно и убедительно, другие, еще не сумев полностью преодолеть вполне понятную робость в иллюстрации, "отыгрались" на станковых работах. Акварели и литографии Д.Клюшниковой, М.Дорошенко, М.Каменской, Н.Яскиной демонстрируют уверенное владение материалом, попытку обрести собственную интонацию в искусстве, свое видение и понимание натуры. Станковые работы удачно дополняют иллюстрационный ряд экспозиции, выравнивая ее и как бы закрывая, компенсируя некоторую шероховатость столь трудного и многодельного искусства, которым является книжная иллюстрация. Масштабный опыт потребовал серьезных усилий со стороны учителя и студентов. Зритель в состоянии оценить как именитый и авторитетный мастер, не жалея своего времени и сил, выводит учеников в большую творческую жизнь, воодушевляя их, вселяя уверенность в свои силы, заражая азартом и любовью к искусству, ставит их "на крыло".
Ю.И. Чувашев, профессор, кандидат искусствоведения