НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Карлфридриха Клауса в Государственном музее А.С.Пушкина

c 14 февраля по 11 марта 2006Москва
Карлфридрих Клаус. Первый экспериментальный акт письма на обеих сторонах бумаги. 1961
Карлфридрих Клаус, 1982
С 14 февраля по 11 марта 2006 года Государственный музей А.С. Пушкина представляет выставку Карлфридриха Клауса (1930-1998) "письмо. Знак. Жест". Пресс-конференция и открытие 14 февраля в 17.00.

Не случайно, что именно в залах литературного музея открывается выставка Карлфридриха Клауса - художника, предметом и сюжетом творчества которого оказался язык, его связи с мышлением, его "визуальная энергия".

Карлфридрих Клаус знал не только многие из европейских языков (английский французский русский чешский), но также древнегреческий, латынь, иврит и азы некоторых африканских диалектов, китайского и арабского языков. В сферу его интересов входили Каббала, христианский мистицизм, суфизм, дзен-буддизм, а также социальные утопии всех времен и народов.

Произведения Карлфридриха Клауса будут показаны в России впервые. Государственный Музей А.С. Пушкина представляет художника Карлфридриха Клауса, незнакомого широкой публике, но имеющего высочайший авторитет среди специалистов во всем мире. Его искусство мало известно не только потому, что художник вел уединенный образ жизни, но, главным образом, по причине сложной для восприятия эстетики его творчества. Несмотря на то, что сам Карлфридрих Клаус определял себя как литератора, его работы приобретают художественные музеи, а на фестивалях Новой музыки проходят презентации его сонорно-поэтических произведений. Искусство К. Клауса было по сути интермедиальным задолго до того, как вошло в моду это понятие. В разгар Холодной войны в середине 50-х г.г. Карлфридрих Клаус стал создавать тексты по строго формальным методам. Тексты развертывались не только линейно - хронологически, они расправляли плоскость бумаги таким образом, чтобы создать возможность прочтения в разных направлениях. С одной стороны, вербальное послание обогащалось многозначными ассоциациями. С другой стороны, языковой материал обретал собственное звучание и прозрачность.

По меркам, принятым во всем социалистическом лагере, в ГДР, где художник жил в провинциальном городе Аннаберг-Буххольц, такого рода искусство считалось формализмом. До середины 70-х годов творчество художника негативно оценивалось тоталитарной властью, его работы подвергались гонениям. Несмотря на препятствия в работе, Карлфридрих Клаус не изменил своей эстетической программе. Он не смирился с трудностями и работал дальше, концентрированно и детально реализовывая свои идеи. С начала 60-х годов создаются работы, которым мастер дал определение Языковые листы - они выглядят как напластования рукописных текстов, вызывающие графические и образные ассоциации. Под языком художник подразумевает не только надпись, которую можно прочесть, но также и зачеркивания, аффективные каракули, моторные жесты письма. Они тоже являются коммуникативными посланиями - хотя и другого рода: посредством визуализации социального, психического и нейронного подтекста. Параллельно создавались акустические произведения - асемантические Звуковые процессы, записанные на магнитофон и использованные впоследствии как рабочий материал для больших радиокомпозиций.

Кажется парадоксом, что именно этот художник, которому так непросто жилось в ГДР, считал себя коммунистом. Его собственная версия коммунизма ориентировалась не столько на Маркса и Ленина, сколько на Эрнста Блоха - философа, заклейменного в ГДР как уклониста. Кроме того, концепция Клауса всецело охватывала философские, духовно-исторические и художественные проекции истории человечества. Искусство внеевропейских культур, как и классический модернизм, в особенности тексты, манифесты и книги русских кубофутуристов, являлись для Карлфридриха Клауса масштабом и стимулятором для собственного творчества. К. Клаус, уникальная фигура, объединяющая, как никто другой, искусство с теорией, благодаря обширной переписке по всему миру был информирован обо всех авангардистских направлениях актуального искусства и сам участвовал в их формировании.

В последние годы существования ГДР условия творческой работы мастера улучшились, а после политического переворота 1989-90 гг. последовали многочисленные крупные персональные выставки, и к художнику пришло признание. В 1998 году Карлфридрих Клаус скоропостижно умер. По завещанию все его творческое и эпистолярное наследие находится в Художественном музее г. Хемниц (Kunstsmmlungen Chemnitz).

В Фонде "Архив Карлфридриха Клауса" хранятся около 1300 Языковых листов и примерно 300 магнитофонных записей со Звуковыми процессами художника, кроме того, рукописи, дневники, фотоархив и гигантское эпистолярное наследие, содержащее 22000 писем, переписка с представителями творческой элиты второй половины 20 века. В прошлом году Художественный музей г. Хемниц (Kunstsmmlungen Chemnitz) чествовал художника получившей международный резонанс выставкой "Письмо. Знак. Жест. Карлфридрих Клаус в художественном контексте от Клее до Поллока". Часть этой выставки - 72 Языковых листа и репрезентативная подборка акустических композиций Звуковые процессы - будет представлена в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Бригитта Мильде, Куратор выставки

www.museum.ru/N25341
Ваше мнение »»

»»Государственный музей А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход в сторону Государственного музея А.С. Пушкина, из метро направо по ул. Пречистенка
Телефоны:(495) 637-5674 - спр., 637-3256 - экс.бюро
сайт:pushkinmuseum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.07.2024  x    ?  


Выставка "Вера. История. Культура. Скульптор Леонид Баранов"

Ратная палата: 10 лет историй о Первой мировой

Выставка Энцо Розамилиа «Пиковая дама» в Русском музее фотографии

«Уроки и символы Первой мировой» - выставка в Красногорском филиале Музея Победы

Выставка "Такие разные мужчины": работы Уорхола, Пикассо и Мане в Череповце

«Дорога к храму» - выставка к 100-летнему юбилею Новосибирской епархии

Выставка Василия Нестеренко «Мир и война» в Вятском художественном музее

«Парад цветов» в Усадьбе Гальских в Череповце

Выставка Евгении Шадриной-Шестаковой «Мировая линия»

Международный день тигра в Дарвиновском музее

Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда

Выставка "Герои наших дней" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Работы Михаила Ушанова переданы в дар Псковскому музею

Выставка «Михаил Шолохов. Начало»

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка "Псков восстановленный"

Литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки»

Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее

Мир земной и мир Небесный

Выставка «Искусство солнечного света» Чжан Липина в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru