Лучи скупого северного солнца искрятся на позолоте купола. Спускаются по колоннаде, опоясывающей его. Оттуда город виден, как на ладони. Задержавшись на золоченых главках малых куполов и коленопреклоненных фигурах ангелов, солнце сбегает вниз по циклопическим колоннам гранитных портиков. Играя, переливается мрамор на стенах Исаакиевского собора - воплощения духа имперского Петербурга. Храм, до Революции бывший главным кафедральным собором города, давно стал символом Северной столицы. Однако долгое время сложная и запутанная судьба его была полна невзгод и недоразумений.
История собора берет начало в эпоху правления Петра Великого. Именно он заложил первую деревянную церковь, посвященную святому Исаакию Далматскому. В 1707 году ее освятили. Спустя пять лет, царь Петр венчался здесь со своей второй женой, будущей императрицей Екатериной I. Прошло еще пять лет, деревянную постройку решено было сменить, и на том месте, где ныне гордо вздымает своего могучего коня "Медный всадник" была заложена новая церковь, напоминавшая внешне собор Петропавловской крепости. Берега Невы, тогда еще не получили своего величественного гранитного облачения и оползание коварного петербургского грунта стало причиной начала разрушения стен и сводов здания. В 1735 году случилось еще одно несчастие, в нее попала молния. И через некоторое время недостроенное здание разобрали.
Шли годы, сменяли друг друга правители и вот, наконец, в царствование Елизаветы Петровны храм было решено восстановить. Почти сто лет его пытались построить. Теперь наравне с правителями менялись и архитекторы. Не довелось возвести храм автору Никольского собора Савве Чевакинскому. Начал строительство Исаакиевского собора придворный архитектор Екатерины II Антонио Ринальди, задумывавший величественное и грациозное здание, о котором напоминает мраморная облицовка стен современного собора. Павел I меняет архитектора и в срочном порядке храм, достраивает Виченцо Бренна. Получившиеся здание являло собой пример редкого архитектурного недоразумения.
Александр I в полном соответствии с семейной традицией решает произвести перестройку Исаакиевского собора. Дважды проводятся конкурсы на проект реконструкции и легче перечислить архитекторов, не участвовавших в них, чем тех, чьи проекты были отклонены. Они не могли соблюсти главное условие царя - сохранить часть собора, возведенную при его бабушке императрице Екатерине II. Наконец, в 1816 году в Петербург приехал архитектор Огюст Монферан. История его появления в России и жизнь до этого момента полна неясностей. Здесь ему предстояло прожить сорок один год. Сорок лет он будет заниматься возведением Исаакиевского собора. Получив задание составить проект реконструкции, который на протяжении пятнадцати лет не смогли разработать многочисленные архитекторы, работавшие в столице Российской империи, Монферан поступил как истинный дипломат. Стремясь выяснить вкус августейшего заказчика, он представил царю на рассмотрение двадцать четыре рисунка возможного внешнего вида здания. Храм имел облик постройки во вкусе готическом, византийском, греческом, эпохи Возрождения и даже китайском и индийском. Через два года после приезда в Россию зодчий приступает к постройке собора.
После начала реконструкции не утихают споры и интриги вокруг великой стройки империи. Опубликованный проект подвергся жесткой критике, и процесс создания храма опять остановился. В 1825 году, через семь лет после официального начала строительства переработанный проект был утвержден. После закладки фундамента были установлены уникальные монолитные гранитные колонны портиков. Их возвели еще до начала проведения основных работ вокруг полуразобранных мраморных стен екатерининского храма. Установка первой превратилось в настоящее представление, которое своим присутствием почтила царская семья, а также иностранные гости, специально приехавшие архитекторы и естественно огромная толпа горожан.
Начал Огюст Монферан свою деятельность при Александре I, и вот уже фронтоны оформляются при его брате императоре Николае I. Его изображение архитектор задумывал поместить на западном фронтоне. И дал соответствующие поручение скульптуру Ивану Витали, в ведении которого было скульптурное оформление собора. Но царь почему-то воспротивился этой идее. Однако кое-кого из современников зодчего там встретить можно. Сам Монферен изображен на рельефе фронтона с моделью собора в руках. Открыт храм был уже в царствование Александра II. Долгое строительство собора породило следующую легенду. Будто бы некий ясновидец предсказал Монферану, что тот умрет после завершения собора. Через месяц после открытия собора зодчий скончался.
Исаакиевский собор один из интереснейших храмов Петербурга и посещение его не оставит равнодушным ни гостей города на Неве, ни петербуржцев. Поднимитесь на колоннаду его главного купола, и перед вами предстанет великолепная панорама Северной Пальмиры. Внутреннее убранство, после строгого внешнего облика собора, поражает своим великолепием.
Информационному партнеру Исаакиевского собра порталу "Музеи России" - 10 лет http://www.museum.ru/N25402
(с) Музеи России