В день шестьдесят второй годовщины снятия блокады Музей истории Санкт-Петербурга представил каталог выставки "Архитекторы блокадного Ленинграда". За прошедшие годы написаны книги, изданы фотографии и воспоминания свидетелей и участников тех событий. Но это не мешает находить и открывать все новые и новые неизвестные страницы хроники тех страшных лет. Каталог, чья презентация состоялась в этот знаменательный день, сохранит память об этой экспозиции и поможет следующим поколениям в изучении истории героических и трагических 900 дней. Для создания этой выставки понадобились объединение творческого потенциала и коллекций Музея истории Санкт-Петербурга и КГИОП (Комитета по использованию и охране памятников истории и культуры).
В экспонатах выставки, на страницах ее каталога рассказ о деятельности реставраторов, архитекторов, инженеров, об их роли в жизни осажденного города. Но не только след их судеб, жизни множества ленинградцев вплетены в них. На черно-белых снимках город в страшных декорациях войны, ощетинившийся стволами тысяч орудий. Тут же яркие листы плакатов, в которых сохранены до наших дней все главные слова тех лет.
Печать войны на лицах, измененных ее лишениями. Портреты, снимки, письма. Графический дневник жизни города Александра Никольского, почти гротескные, но от того особенно выразительные наброски Бориса Журавлева, горящие красным, акварели Игоря Чайко и множество других работ. Картины повседневной жизни ленинградцев проходят перед нами. Это и бомбоубежище в Зимнем дворце, постоянные пожары, бомбежки, темное небо, прочерченное прожекторами, страшные в своей неестественной худобе люди.
Зарисовки страшных разрушений, о которых до сих пор напоминают, специально сохраненные, ранения на стройных фасадах петербургских зданий. Инженерный замок, Мариинский театр, Павловск, Царское Село, Петергоф - вот лишь некоторые адреса, где остался черный след той войны. До сих пор, десятилетия, поколения спустя, реставрация многих памятников не окончена. И странно и страшно видеть вместо хорошо знакомых дворцов и домов призрачный оскал их руин с переломанными ребрами стропил. "Расстрелянный Растрелли" как точно в этом названии серии рисунков Я. О. Рубанчика передана судьба роскошных дворцов прославленного зодчего и не только их.
Рядом с изображениями кошмара повседневной жизни особенно ярко и великолепно, как несбыточный сон, выглядят величественные архитектурные фантазии. Грандиозные проекты памятников, прославляющих будущую Великую Победу, о который их авторы, тогда могли лишь мечтать. Не все из них дожили до 9 мая 1945 года. Эти рисунки, как и проекты будущих улиц и площадей города в данном случае не просто результат творческого процесса, обладающего большей или меньшей художественной ценностью. Здесь выплеснутая из глубины души вера и надежда в то, что этот город, как и его жители, будут жить. Отсюда триумфальная арка и парад на площади Восстания на проекте 1942 года, взметнувшиеся ввысь знамена и колонны монументов. И не важно были ли воплощены эти идеи. Кстати, редкая возможность посмотреть на невоплотившийся послевоенный Ленинград. Он воистину поражает своим великолепием, до которого далеко дворцам далекого Рима. А возможно, что когда-нибудь что-то из них еще станет реальностью.
Эта выставка будет открыта до 21 февраля. Великая трагедия Ленинграда звучит здесь по-новому. Экспозиция будет интересна всем, кто интересуется искусством, историей и просто неравнодушного к судьбе родного города. Вещи, представленные там надо видеть своими глазами, ибо описать их невозможно. Хочется верить, что эта выставка не последний подобный проект музея.
Выставка работает в филиале Музея истории Санкт-Петербурга, в особняке Румянцева (Английская наб. 44)
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N24115
Елизавета Крылова