С 1 по 26 февраля 2006 года Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина представляют выставку "Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. Живопись, графика, стихи". Открытие выставки с приглашением прессы - 31 января в 16.00.
Выставка "Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. Живопись, графика, стихи" объединяет произведения Меера Аксельрода, московского художника, уроженца Белоруссии и его внука, Михаила Яхилевича, современного израильского художника, выходца из Москвы.
Первый раздел выставки, представляющий творчество Меера Аксельрода - более ста работ, отражающих основные этапы творчества этого художника. Ученик Фаворского, участник объединения "4 искусства", Меер Аксельрод сейчас известен недостаточно. Как и многие талантливые и самобытные художники, начинавшие в 1920-е годы, он пережил недолгую известность и интерес к своему творчеству ведущих критиков того времени и упреки в формализме в 1930-е годы; пытался отразить сюжеты времени в своей ярко индивидуальной манере, работал для театров в 1930-1940-е годы, писал пейзажи и портреты друзей и близких, наконец, в 1968 году, в возрасте 66 лет, удостоился единственной персональной выставки в Ростове-на-Дону. Нынешняя выставка - первая попытка ретроспективного показа работ Аксельрода в московском музее, и не случайно предпринята она именно в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где хранится превосходное собрание графических работ мастера 1920-1930-х годов.
Выставка условно разделена на пять периодов, отражающих основные темы в творчестве М. Аксельрода. Это "Местечко. Старый Минск", "Беженцы. Гражданская война", "Еврейские коммуны в Крыму", "Театр" и работы последнего десятилетия. Нам показалось важным показать графические и живописные произведения Меера Аксельрода в соединении со стихами его брата, поэта Зелика Аксельрода. Меер Аксельрод создавал иллюстрации к книгам брата, но на этой выставке их сосуществование - скорее попытка уловить какие-то параллели, сходное мироощущение, отражение примет времени в поэзии и изобразительном искусстве.
Второй раздел выставки - живопись Михаила Яхилевича, внука Меера Аксельрода, которая сопровождаются стихами его матери, Елены Аксельрод. Елене Аксельрод, родившейся в семье художника и писательницы Ривки Рубиной, литература и живопись сопутствовали с самого рождения. И если Е. Аксельрод избрала для себя литературную деятельность, то ее сын, Михаил Яхилевич, продолжил линию деда, и первые уроки рисования были получены им в мастерской Меера Аксельрода. Покинув Россию в 1991 году, известные в Москве поэт и художник поселись в городке Маале-Адумим под Иерусалимом. Новые пейзажи и краски, иная среда и ритм жизни дали импульс к созданию новых стихов и картин. Объединение их в одном издании - не первый опыт творческого сотрудничества матери и сына. В 2002 году Михаил Яхилевич и Елена Аксельрод издали в Иерусалиме совместную книгу "Стена в пустыне", где стихи соседствовали с картинами, подчеркивая сходство настроений.
На выставке представлены живопись Михаила Яхилевича и стихи Елены Аксельрод последних лет.