В ноябре 2005 года одна из кафедр НГАХА выдала курсовое задание студентам 3-го курса художественно-дизайнерского факультета по теме «Графический дизайн», посоветовав обратиться за помощью в музей родной академии. Недружным строем в течение недели-двух студенты (38 человек!) подтягивались в залы музея, с некоторым непониманием, что же здесь можно найти? Многие к третьему курсу так ни разу и не бывали в музее. Некоторые были в краткие часы субботников. В общем, о музее представление у студентов было очень отдаленное. Что-то вроде библиотеки. Пришел, назвал тему и получил готовое. Если не дали ничего, то не беда – обратимся к Интернету по школьной привычке. На деле оказалось совсем не так все просто.
Музей предложил студентам-дизайнерам – СОТРУДНИЧЕСТВО. Да-да, партнерское сотрудничество. Имея в своих фондах огромные информационные массивы творческого наследия сибирских архитекторов, сотрудники музея, к сожалению, очень ограничены в своих возможностях – не хватает рук и средств на подготовку музейной информационной издательской продукции – открыток, календарей, буклетов, альбомов, путеводителей.
Чем же мы заинтересовали ребят? Мы превратили процесс выполнения обязательного учебного задания в увлекательнейшее творческое действо, предложив взамен оставить авторство за ними и «положить» выполненную работу в свои портфолио.
Для начала, студентов познакомили с образцами издательской продукции музеев крупных и малых, российских и зарубежных, дореволюционного и советского периода изданий и самых современных. Затем сотрудники музея познакомили ребят с основными темами музейного собрания, делая акцент на уникальности, объемности материала, обращаясь к патриотическим чувствам студентов, убеждая их в том, что первыми быть трудно, но почетно. В общем, подавляющее большинство студентов выбрало предложенный музеем ход отношений. С каждым индивидуально был выбран предмет издания – комплект открыток, буклет, альбом, или различные календари, закладки и т.п. Оговорена форма издания. Здесь предлагалось ребятам «поиграть» с формами, но соблюдать условия эргономичности и экономичности, чтобы модель каждого издания можно было оперативно, малой тиражностью, изготовить «своими руками», используя компьютер, принтер и т.п. средства.
Затем, опять-таки, индивидуально с каждым выбиралась тема работы. Те, кто пришли первыми, имели приоритет в выборе. Остальным приходилось принимать условия музея. Но сотрудники постарались увлечь ребят выбранной темой, «погрузить» в исторический материал, предлагали и помогали им «полюбить» свой тематический объект. Музей имеет довольно объемный фотоархив - более 20000 систематизированных черно-белых фотоизображений, которые частично занесены в электронный каталог, частично уже использовались в совместных изданиях и публикациях основателя музея профессора С.Н. Баландина.
Задача перед студентами встала нелегкая. С одной стороны черно-белое изображение достаточно графично, особенно если это касается архитектурных объектов, а с другой стороны нужно преподнести его так, чтобы оно было интересно самому широкому кругу потребителей. Чтобы, увидев такой небольшой информационный буклет (условие учебного задания - не менее 12 изображений), люди самых разных социальных и возрастных групп заинтересовались всем содержанием музейного собрания. Почти два месяца работа в музее кипела – студенты вместе с сотрудниками музея фотографировали, сканировали, формировали и записывали на CD тематические базы данных.
С одной студенткой удалось подготовить серьезное издание каталога-путеводителя к столетию со дня рождения известного сибирского архитектора, преподавателя Николая Сергеевича Кузьмина. Другая – подготовила модель краткого информационного издания об основателе музея докторе архитектуры Сергее Николаевиче Баландине (к двухлетию со дня смерти 13.01.04). Кто-то готовил общий буклет по выпускникам Сибирской архитектурной школы. Несколько ребят подготовили буклеты к периодическим выставкам музея по темам «Архитектура Нью-Йорка. Начало ХХ века», «Модерн. Начало 20-го века. Архитектура Европы». Подготовлена к изданию целая серия открыток по темам коллекций музея - «Скульптура», «Предметный фонд музея», «Исторические планы городов», «Архитектура Новосибирска. Конструктивизм», «Архитектор А.Д. Крячков и его проекты», «Транссибирская магистраль. Архитектура. 1891-2006», «Курсовые и дипломные проекты» и др. Некоторые буклеты и календари получили лирическую, романтическую окраску своего содержания: «Воспоминания. Деревянное зодчество. Жилые дома Новониколаевска», «Новосибирск. Прошлое (1940-1980гг)», «Взгляд на уходящее прошлое» (Деревянная резьба), «Модерн в архитектуре Новосибирска».
Красивые в художественном плане и по содержанию получились работы по деревянному зодчеству, - буклет-раскладушка «Зашиверская церковь», настенный календарь «Деревянные церкви Сибири», «Окна старого города» (коллекция наличников со столетних домов Новониколаевска). Ребятам самим пришлось подбирать в указанных фондах необходимый материал, согласовывать текстовую часть, выходные данные. Календари рассчитаны на внедрение в 2007, 2008 гг. Все работы выполнялись в CorelDRAW 12. Нельзя сказать, что все прошло идеально. Так как многочисленна группа студентов, а времени было всего около двух месяцев, то сотрудники музея оставили за собой право в течение 2006 года с каждым еще встретиться, уже как с автором и исправить незначительные замечания – добавить аннотации, уточнить выходные данные и т.п. Некоторые ребята нарушили технические условия работы в программе CorelDRAW, отчего происходит сбой при открытии рабочего файла. Требуется довести такие версии до нужного типографского варианта.
В целом же, получен прекрасный результат работы сразу по нескольким параметрам – выполнено учебное задание, получены модели информационной издательской продукции, формированы базы данных для электронного каталога, музей. Музей выступил в роли образовательно-практического полигона. Но самое главное это то, что студенты очень близко познакомились с содержанием музейного собрания, приобрели опыт работы с определенным заказчиком. Увидели не условный, а конкретный продукт своей практической деятельности, авторами которого они сами и являются. Несомненно, повысился творческий потенциал, уровень профессиональных знаний и общей культуры студентов, изменился взгляд на работу сотрудников музеев, архивов, на партнерские взаимоотношения, на содержательность учебных заданий. Проявились у студентов такие чувства, как патриотизм, профессиональная гордость – это можно видеть по моделям изданий. Некоторые из них выполнены с большой любовью и творческой фантазией. Сотрудники музея применили весь свой профессиональный и педагогический опыт, чтобы подвигнуть студентов за такой небольшой срок создать не ординарные скучные вещи, а достойные художественные произведения. А взамен получили примерно 25 из 38 качественных перспективных практически готовых музейных изданий и «головную боль» - где найти спонсора-издателя? Но это уже будут следующие новости нашего музея.