Российская академия художеств представляет персональную выставку произведений одного из крупнейших мастеров современного искусства, народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР и премии Президента Российской Федерации, профессора Андрея Владимировича Васнецова. Выставка приурочена к 80-летнему юбилею художника. В экспозицию вошло около 200 работ из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, Государственного музея-заповедника "Абрамцево", из частных коллекций и из собрания семьи художника.
А.Васнецов занимает особое место в искусстве второй половины 20 века. Общепризнанный классик, он обладает универсальным талантом. В сферу творческих интересов мастера входят станковая живопись, мозаичные панно, декоративно-объемные композиции, скульптура, мебель, посуда, гобелены, комплексные решения интерьеров и экстерьеров общественных зданий.
А. Васнецов смело брался за новые задачи, обращался к различным видам художественной практики. Сам характер художественного мышления открыл ему дорогу в монументальное искусство. Андрей Владимирович считает, что художник многое должен уметь делать, вкладывал высокий смысл в понятие "ремесло". К числу наиболее значительных произведений монументального искусства, выполненных художником в разные годы, относятся оформление в Москве нескольких павильонов ВДНХ, известное кафе "Дружба" на Неглинной, редакция газеты "Известия", Дворец пионеров на Ленинских горах. Он создал замечательную мозаику "Покорители космоса" в музее К. Циолковского в Калуге и др. В экспозиции выставки представлены макет "История транспорта", созданный совместно со скульптором И. Васнецовой для бульвара в г. Тольятти, а также трехчастная композиция "Трубящие славу" (рельеф на входе в музей г. Великие Луки). Следует отметить также представленный на выставке фрагмент картона гобелена, посвященный Москве. Целиком этот гобелен украшает фойе гостиницы "Мариотт".
В станковой живописи А. Васнецов нашел те приемы, внедрение которых в "большие формы" определило своеобразие его художественного языка как монументалиста. И в монументальном, и станковом искусстве мастер искал прежде всего структурной целостности и пространственной логики, всегда подчеркивал, что в своих холстах пытался осуществить монументальные мечты. "Я хочу создать монументальную живопись без декоративного эффекта, который, на мой взгляд, снижает значительность образов", - говорил автор. Он считал, что тема живописного произведения раскрывается главным образом средствами живописной пластики, конструктивной композиции, сложно разработанной цветовой гаммы.
Выставка в Российской академии художеств носит ретроспективный характер. В экспозиции представлены работы, созданные на разных этапах творческого пути, начиная с ранних работ 1949 года. Данная выставка носит более представительный характер по сравнению с аналогичной в Государственной Третьяковской галерее 2004 г., которая, несомненно, имела большой общественный резонанс,. В академических залах многие работы зритель увидит впервые. К их числу относится дипломная работа А. Васнецова "Поздравление героя тракториста" 1952 г., графические произведения, которые ранее не показывались. Эти графические листы можно рассматривать как подготовительные этюды к картинам, как "рабочую кухню" автора, но на выставке они предстают как самостоятельные, законченные произведения.
Выставка поражает масштабом, цельностью и мощью пластического мышления автора. А. Васнецов предстает как художник-мыслитель, философ, способный создать картины-размышления, затрагивающие сложные проблемы современного общества. В живописных произведениях художника поражает сложный многозначный подтекст при внешней простоте сюжета. Сами названия полотен - "Завтрак", "Разговор", "Стирающая", "Пьющая", "Вешают белье", "Чистят картошку" и др. весьма прозаичны. Но они обладают такой мерой условности и художественного обобщения, что приобретают характер вневременных явлений. Некоторые живописные полотна художник писал на протяжении многих лет, такие как "Разгон демонстрации" (1965-1985), "Большой обед. Семья Иванушкиных" (1953-1987), а иные - на одном дыхании: "Затмение", "Абрамцево. Зонтики" и др. Среди широко известных живописных работ А. Васнецова следует упомянуть представленные на выставке "Похороны солдата", "Добровольцы", серию замечательных портретов, в том числе и "Портрет Насти Васильцевой", прекрасную охотничью серию - "Сборы на охоту", "Выстрел", "Возвращение с охоты", "Осенний пейзаж с охотниками", "Охотничьи забавы" и др. В экспозиции представлены также работы, посвященные Абрамцево, где в последние годы подолгу живет художник.
Произведения А.Васнецова вошли в золотой фонд отечественного изобразительного искусства, они находятся в собраниях крупнейших музеев страны - Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музее-усадьбе "Абрамцево", Московского музея современного искусства, многих музеев Российской Федерации, зарубежных музеев и частных коллекциях.
Художник пишет в своей "Автобиографии": "если бы кто-нибудь строго спросил меня: что ты сделал, художник? Я бы ответил: я старался - и больше ничего. Старался. И все". Эти слова определяют суть творчества большого мастера, звучат как его творческое кредо. В произведениях, представленных на выставке, он воплотил то, что является главным содержанием нашей духовной жизни, свои раздумья, волнения, мысли.