Московский музей современного искусства представляет выставку "Пространство памяти" Алессандры Раджионьери (графика, инсталляции).
Выставка итальянской художницы Алессандры Раджионьери открывает цикл выставок, в которых Московский музей современного искусства представляет разные грани современной художественной практики как вполне традиционной, так и отражающей новаторские, нестандартные поиски молодых кураторов и художников.
Алессандра Раджионьери живет во Флоренции, где преподает в экспериментальной графической мастерской. Ее имя хорошо известно в Италии, она много и плодотворно работает в печатной графике и инсталляции, постоянно расширяя возможности взаимодействия графики с пространственными формами и разными материалами. Окончив в 1985 Академию художеств во Флоренции, она специализировалась в Международной графической школе " Иль Бизонте" (1985-1988), сотрудничала в летних семинарах (1998-1999) с Академией художеств Зальцбурга (Австрия). В выставках участвует с 1994, ее произведения находятся во многих мировых коллекциях, в частности в Кабинете рисунка и гравюры Метрополитен музея в Нью Йорке.
Центральной в творчестве Алессандры Раджионьери стала тема памяти и ее реконструкции. Мир образов художницы наполнен поэзией воспоминаний и едва уловимых ощущений, передающих случайные переживания, легкие прикосновения, шелест платья и теплоту тела, тех воспоминаний, которые, как следы палеонтологических отложений земли, сохраняют очертания предметов, нас окружающих, вещей, забытых в суете дней, странных образов наших снов. Все произведения Алессандры Раджионьери слагаются в одну большую серию, метафорически реконструирующую сознание как материализованные воспоминания, некие рудименты личности, позволяющие восстановить ее идентичность, подобные отпечаткам пальцев на листе бумаги. Неуловимый бег времени разъедает память, определенность ее образов исчезает, их очертания растворяются, едва проступая, как в тумане, сохраняя лишь слабые следы, словно море сгладило поверхность прибрежного песка.
Любимые материалы художницы - прозрачные ткани, белый или пожелтевший лист бумаги с легкими прикосновениями дробящихся и разбегающихся линий, свет, пронизывающий пространство и съедающий черноту теней. В последнее время она все чаще выходит за пределы плоскости, работает с пространством, используя разные материалы и техники. Ее инсталляции, как центральная работа художницы "Белая память" (1998) или " Молекула"
(2004), всегда просты и изящны, в них сохраняется любовь к чистоте и ясности пластической идеи, так характерная для итальянской художественной школы еще со времени пуризма и "бедного искусства" 1970-х гг.
Выставка открыта с 12 января до 7 февраля 2006 года.