Такое название дала этой выставке сама Надежда Кузнецова. Пространство, естественно, имеется в виду фотографическое, то есть нечто от края и до края, за которым фотография почему-то вдруг заканчивается, и начинаются совсем другие искусства.
Любопытно, что в современной художественной практике термин освоение всегда несет мощный центробежный заряд и означает расширение границ, экспансию и, в конечном счете, захват. Видимо так в новом искусстве реализуется универсальный принцип увеличения энтропии.
Работы Надежды Кузнецовой в этом случае особенно показательны. Пришедшая в фотографию из графики, то есть путем, проторенным еще в середине XIX века, она нарушает границы сразу обеих дисциплин, двигаясь при этом, как Алиса в Зазеркалье, сама себе навстречу.
Действительно, рисование проявителем по засвеченной фотобумаге - это с одной стороны вторжение графики на сопредельную территорию, посягающее на основной принцип фотографии "Быть, а не казаться!", а с другой - очевидная светопись, нагло попирающая суховатую инструментальность гравюры.
Остальные техники, представленные на этой выставке: сэндвич-печать, фильтрование авторским растром и т.д. вполне укладываются в тот же сценарий пограничных конфликтов.
Однако войны не будет. Ведь фотография и была изобретена, чтобы облегчить подготовку тиражной гравюры; их короткий альянс возобновился на рубеже ХХ века усилиями пикториальных фотографов и вот, в XXI, как мы и видим на этой выставке, они - фотография и гравюра - практически слились.
Вот собственно и вся История. Визы отменяются. Полный шенген.