К 150-летию со дня основания Третьяковская галерея открыла выставку графики из собрания Павла Михайловича Третьякова, первый раз за 150 лет работы. Выставки графики в музее проходят регулярно, но не было такой специальной тематической экспозиции. Выставка графики открывается черно-белыми фотографиями, на них изображены залы графики с той развеской, как это было при жизни коллекционера. Работы были представлены зрителю шпалерной развеской, они весели в пять рядов. Произведения без подписей, в залах посетителям предлагался каталог, где были перечислены работы. Зритель ходил по залам с путеводителем и отыскивал в нем интересующие подробности.
На выставке представлен эскиз неосуществленного портрета Павла Михайловича Третьякова работы В. А. Серова. Несколько акварелей Н. Н. Гриценко показывают дом собирателя.
На выставке залы организованы следующим образом, один из них посвящен портретам - портретам художников и портретам, как сейчас бы сказали известных личностей, тогда Павел Михайлович Третьяков говорил - Значимых для России людей. Третьяков, когда подбирал работы для своего собрания, всегда мыслил шире, чем приобретение понравившейся работы для домашнего собрания. Он выбирал наиболее важные произведения, которые являются частью отечественной культуры. Сейчас Третьяковская галерея - это национальное достояние, а не просто московский музей русского искусства. Основные принципы, когда отбираются наиболее значительные произведения, заложенные П. М. Третьяковым, сохраняются и сегодня. Собирателю не было чуждо чувство юмора, в его собрании есть и зарисовки, где художники иронизируют над собой и своими друзьями.
Один из залов представляет эскизы к монументальным работам. Кроме уменьшенных эскизов, где композиция передана в масштабе относительно окончательного размера работы, художники выполняли и картоны точно такого формата, как предполагалось выполнить роспись или картину. В этом зале зритель будет покорен произведением "Богоматерь с младенцем" В. М. Васнецова. Известный сюжет, черно-белое решение, традиционная композиция - чем же завораживает работа? Своим эмоциональным строем. Порою лики церковных Мадонн смотрят отрешенно своим божественным взглядом, мимо зрителя. У Васнецова все иначе - тревожный, человеческий взгляд, который доходит до самого сердца. В завершающем зале выставки представлены и другие чрезвычайно интересные эскизы оформления Владимирского собора - коленопреклоненные архангелы Михаил и Гавриил, витиеватые орнаменты. Самая потрясающая работа - "Рисунок для блюда". Здесь все сплелось: символы императорской власти, хищные грифоны, образ православного храма и Георгий Победоносец на белом коне, побеждающий змия.
Конечно, на выставке есть зал, где представлены пейзажи. Среди работ И. И. Шишкина хочется отметить работу "Лесная глушь", великолепное изображение русского леса - заросший лес с небыстрой речкой и силуэтом цапли. Одна из работ Шишкина "Паутина в лесу" выполнена с применением редкой техники - процарапывания. Сначала художник изобразил темную чащу леса, а потом проскреб иголкой тонкий абрис паутинки. Игла процарапала светлую линию на темном фоне, иначе такого эффекта добиться невозможно.
В пейзажном зале представлены две работы Ф. А. Васильева. Тонкая передача природы отличает произведения этого художника. В работах Васильева зритель почувствует тишину сельского вечера и влажность травы у запруды.
На выставке показана акварель Ф. П. Толстого "Вид Бергена", она выполнена в период обучения в Морском кадетском корпусе, на переднем плане автор изобразил себя в лодке за работой. Третьяков собирал работы художников своего времени, но присматривался и к молодым авторам. Особо интересно произведение Л. С. Бакста "Вечер в окрестностях Эн-Сенфура. Сфакс", акварель показывает те истоки, откуда развилась "пряная роскошь Востока" произведений Бакста более позднего времени.
Последний зал выставки посвящен последним приобретениям. Здесь каждая работа жемчужина - пастель И. И. Левитана "Вид в окрестностях Бордигеры в Италии", К. А. Сомов "В сумерках", М. А. Врубель "Италия. Неаполитанская ночь" - эскиз занавеса для оперы С. И. Мамонтова, трепетная сцена "Благовещения" М. В. Васнецова.
Выставка ставит своей целью не только показать те работы, которые собирал Третьяков, но и показать через них человеческие качества собирателя. На выставке зритель увидит в Третьякове личность с тонким понимаем искусства, как современного, так и нарождающегося. Третьяков стремился собрать все наиболее значимое, часто приобретал не отдельные работы, а целые серии. В целом можно охарактеризовать Павла Михайловича Третьякова как человека с активной гражданской позицией.
Иллюстрации представлены из электронного каталога (Н. Трегуб).
Выставка будет работать весь ноябрь.
Другие выставки музея. Выставка деревянной скульптуры на Крымском Валу http://www.museum.ru/N28023.
Искусство Армении. XX век http://www.museum.ru/N28687