С 12 января по 12 февраля 2006 года Крокин галерея представляет выставку "Натюрморт. Игры с контекстом" (живопись, фотография, видео, объекты). Участники выставки: Константин Батынков, Алексей Беляев-Гинтовт, Платон Инфантэ, Валерий Орлов, Александра Митлянская, Алексей Политов, Марина Белова, Наталия Турнова, Семен Файбисович, Проект Фенсо, Андрей Филиппов, Ольга Чернышева. Вернисаж 12 января в 18.00.
Проект не ставит отвлеченно-схоластической задачи выявить креативные возможности современной изобразительной системы в преломлении одного из основных традиционных жанров – натюрморте. Формальный эксперимент оказался бы контрпродуктивным и лишал бы произведение искусства собственной полноценности, подчиняя его сухой механике формального отбора. Натюрморт, в данном случае как жанр не заключает в себе автономной значимости и подчинен социо-культурному контексту, обуславливающему возникновение представленных произведений.
Принципиальным моментом проекта является раскрытие транспарантности «каноничной» системы, в условностях которой проступает и реализуется независимое от заданного формального приема авторское высказывание. Экспозиция построена на соотношении индивидуальных образных систем в пространных границах единой интонации, отличающейся характерным диссонансом своих полюсов, отображающих на уровне интуиции современный контекст, его ощущение.
Рудиментарность самого обращения к «канонической» жанровости натюрморта, атрибуту Большого стиля, возникшего в качестве самостоятельной системы в эпоху Барокко, развитой во времена Классики и Ампира, сегодня более соотносится с феноменом «римского права», нежели с актуальной практикой. Однако именно эта унифицирующая особенность «мертвого языка» музейного жанра взята за основу в реализации целостности проекта, сообразуемого из разноплановых авторских систем.
Натюрморт как жанр в лучших своих проявлениях заключал некий мировоззренческий код, превосходящий формальную сторону произведения и апеллирующий к иным по своему масштабу категориям. Будь то «малые голландцы», фламандцы, Шарден, Сурбаран, Сезанн или Моранди. Достоинство их произведений не ограничивалось абсолютным качеством формально-живописного исполнения, а мыслилось в совокупности с историческим контекстом.
Избегая широты охвата современного арт-пространства, проект ограничивается достаточно небольшим числом целостных в своей выразительности и внятности художественных высказываний. Работы, вошедшие в экспозицию, отличаются временем своего создания, но принадлежат единому, по-разному воспринятому и индивидуально обыгранному современному контексту.