Третьяковская галерея в этом году организовала очень много выставок, как ни в какой другой год. Обычному посетителю впору уже запутаться в выставках, датах, зданиях. Но мы возьмем на себя смелость обратить Ваше внимание на выставку Михаила Ксенофонтовича Соколова. Портал Музеи России особо выделяет эту выставку, потому что мы всегда делаем акцент на межмузейных проектах. Выставка организована совместно Третьяковской галереей и Ярославским художественным музеем. Портал регулярно освещает события Ярославского музея, очень приятно познакомиться с работами этого музея в реальном, а не виртуальном пространстве.
Выставка представляет работы двух музеев и частные собрания. Последнее время интерес к творчеству Соколова возрастает, было проведено несколько небольших выставок. Но выставка в Третьяковской галерее наиболее полная. Ярославский музей показывает графику художника. Это работы из фондов, они практически недоступны зрителям. Третьяковская галерея представляет живопись. Произведения Соколова как художника первой половины XX века выставлены в экспозиции музея на Крымском Валу. Но в общей экспозиции представлено всего несколько работ. На данной выставке творчество художника показано широко. Несмотря на сложную судьбу, работ художника сохранилось много. Основная работа по подготовке выставки состояла в том, что надо было отобрать самое значительное.
Выставка Соколова необычная. Наше время установило некий стереотип произведений искусства XX века - светлые, чистые краски, подсвеченные белым грунтом хоста, минимум черного цвета. В этом отношении Соколов совершенно немодный художник. Его работы почти монохромные, в них присутствуют все оттенки серого цвета. Зритель отвык от черно-белой гаммы, такие работы кажутся угрюмыми, мрачными. Но первое впечатление обманчиво. Как только зритель сделает шаг в зал, и отнесется к работам более внимательно, в произведениях Соколова проявляются особые черты. Так бывает, когда человек попадает в сумеречную комнату, постепенно вырисовываются очертания предметов. Оказывается, в сознательном ограничении цветности есть свой спокойный, строгий тон. Серия его живописных работ называется "Уходящая Москва" (1903-е гг). Соколов будто предвидит свою дальнейшую судьбы - репрессии и запрет на проживание в Москве. В его практически монохромных работах всегда есть цветной акцент: в сером пейзаже - розовая крыша, в натюрморте - желто-песочные фрукты.
Обычно в музейной практике принято живопись и графику представлять в разных залах, выставка Соколова в данном случае - приятное исключение. Художник, когда работает, не разделяет свое творчество, зритель на выставке может увидеть целостную картину. С одной стороны, в графике развивается традиция работать с большим объемом черного цвета, что свойственно зарисовкам тушью. Но все же графика показывает другие грани творчества. Живопись Соколова решена обобщенно, большими плоскостями. Когда художник работает пером, в его работах проявляется тонкость, легкость, внимание к деталям. У Соколова живой росчерк пера, порою, его линия обрисовывает фигуру несколько раз. Силуэт становится нечетким, размытым, будто художник приглядывается к своим героям. Но в нужном месте рука мастера точно находит линию. Перо Соколова не дрогнет в абрисе женского портрета. Цикле работ "Французская революция" герои решены с такой тонкостью, будто это тема парижских модников. Художник работал над книжными иллюстрациями, на выставке представлена книга Вольтера "Орлеанская девственница" и эскизы работ к ней.
Произведение, которое особо запомнится зрителю - "Дама в синем" (1920-30). Портрет написан пастелью в три цвета - кобальт синий светлый, немного белого и немного угля. Мимо не пройдете.
К выставке подготовлен каталог. К сожалению, он будет готов после нового года. Третьяковская галерея планирует в 20-х числах января провести вечер памяти Михаила Соколова для коллекционеров и почитателей таланта художника. На вечере пройдет презентация издания.
После выставки в Москве планируется показать ее в Ярославле (Н. Трегуб).