24 января 2006 года в 19.00 галерея “Дом Нащокина” открывает персональную выставку известного художника Владимира Любарова "Провинциальные картинки". На выставке будет представлено 60 живописных и графических работ разных лет.
В 70-80-е годы Владимир Любаров получил известность прежде всего как книжный график, проиллюстрировавший более ста книг (среди авторов которых Вольтер, Распе, Лем, Гоголь, Стругацкие). Одиннадцать лет он работал главным художником легендарного журнала “Химия и жизнь”, в начале перестройки с группой писателей организовал “Текст” – первое частное издательство в России.
Однако в 1992 году Любаров резко изменил свою жизнь. Отказавшись от амплуа престижного столичного художника, он купил дом в полузаброшенной деревне Перемилово, что на краю Владимирской области, и попробовал зажить простой крестьянской жизнью. Что удалось лишь отчасти, поскольку в деревне он занялся живописью и стал изображать своих новых земляков. Неожиданно для автора его “картинки из русской жизни” имели огромный успех на Западе, и вскоре последовали выставки работ Любарова в Бельгии, Германии, Франции и Швейцарии. На основе его “деревенской” серии в Великобритании была издана книга “Русские пословицы”, а через год ее переиздали в США. Вскоре успех пришел и в России.
Следуя традициям русского лубка, Любаров создает свой собственный мир, свою среду обитания, наполненную правдивыми и выдуманными историями.
Источник вдохновения художника – неспешная жизнь российской глубинки. Реалии, хорошо знакомые с детства: бабы с авоськами, мужики с пол-литрами, кривые заборы, килька в томате. Тщательно, остроумно и любовно выписывая все это, Любаров вместе с тем стремится разглядеть то, что находится за обшарпанным провинциальным фасадом – саму жизнь, то трогательную, то смешную, то жутковатую, непонятую и непонимаемую жителями гигантских мегаполисов.
Бывший книжный художник Любаров во многом “графичен” и в своей живописи: подчас композиция, линия, форма волнуют его больше, чем цвет и объем. Но именно изысканная монохромность и энергетическая наполненность живописи сообщают его “наивному” миру монументальность, выводят его на уровень эпоса. Законы реальной жизни на его холстах легко нарушаются ради законов метафизики, детали обретают знаковость и превращаются в образы.
Работы Владимира Любарова находятся в музейных и частных коллекциях многих стран мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее.
Выставка в галерее “Дом Нащокина” – ретроспективная. По словам художника, он давно мечтал выставить свои работы именно здесь. “В этой галерее совершенно удивительное пространство. Ее стены пропитаны историей. Мне же она близка по духу еще и тем, что Павел Войнович Нащокин был человеком веселым, заядлым картежником, любителем выпить, что свойственно как моим героям, так и мне самому”.
На выставке в “Доме Нащокина” будут представлены несколько серий работ художника, выполненных за последние 15 лет.
“Деревня Перемилово” – первая станковая серия, в состав которой, наряду с живописными, вошли и графические работы, в том числе иллюстрации к русским пословицам и идиомам. Название серии дала деревня, где Любаров по-прежнему живет с ранней весны до глубокой осени.
“Город Щипок” – в отличие от деревни Перемилово, такого названия на географической карте не найти. Так, правда, называлась улица в Замоскворечье, где художник родился, так что уютно-обшарпанный Щипок – это отчасти город его детства.
“Еврейское счастье”. По неписанным законам русского чуда, Любаров, проехавшись по миру и нарисовав попутно серию “Амстердам”, вернулся в свое живописное Перемилово и, слегка потеснив местных жителей, населил его еще и ветхозаветными евреями, живущими по своим древним законам. Среди крепкой российской зимы – с банькой, тоскою и водочкой, среди ладных и покосившихся избенок его новые герои соблюдают субботу, изучают Тору и Талмуд, едят кошерную пищу и думают все больше о вечном.
Серия “Наводнение” представляется на выставке впервые. Вот что рассказывает о новой серии сам художник: “Наводнение, которое я рисую, – не страшное и разрушительное явление природы, а, скорее, состояние души. В моей нарисованной деревне, как и во многих реальных российских деревнях, такое наводнение случается каждую весну. Люди давно уже привыкли к тому, что деревню затапливает. Они как жили в ней, так и продолжают жить. Только ходят от дома к дому не по сухой земле, а по пояс в воде. Они встречаются в этой воде, выпивают, любят друг друга, ругаются… То есть их жизнь почти не меняется. Ну, жили в комнате, теперь живут на чердаке или на крыше. А потом вода сходит. И они этому радуются…”.
Выставка продлится до начала марта.