На Крымском Валу работает выставка Игоря Березовского "Контакты с беспредметностью". Игорь Березовский - открытие Третьяковской галереи. Жизнь в артистической среде, а художник - артист, очень зависит от компании, окружения, тусовки. Если ординарный автор вращается в нужных кругах, его больше знают и, кажется, что он выглядит лучше. Художнику во всех отношениях достойному, который избегает богемы, галеристов, сложно сделать хорошую карьеру. Когда в этих залах проходила выставка Уорхола и Поп-арт, когда проходили беседы с Андреем Ерофеевым, никто имени Березовского не называл. Запомнилась такая фраза Ерофеева: "Выставку поп-арт было бы сложно расширить, мы выставили все что есть". Когда входишь в зал выставки Березовского, понимаешь, что и Ерофеев может ошибаться. Вот тот персонаж, который должен был выставляться тогда. Теперь Третьяковская галерея реабилитирует художника.
На выставке Березовского посетитель замирает, останавливается. Кажется, что Энди вернулся. Что это, не все работы Энди уехали в Русский музей? И тут сверяясь с каталогом понимаешь, что это Березовский - русский Уорхол. Смотришь на работы и думаешь - вот современное искусство: ошеломляющее, впечатляющее. И тут кто-то обратит внимание на дату - 1978 год. Эта работа выполнена почти тридцать лет назад, но временной дистанции не чувствуется. В произведении нет смеха, иронии, нет и поклонения, есть что-то искренное, честное. Три картины выполнены на гофрированном картоне. Это сделано не ради позерства, мол, и мусор может быть произведением искусства. Это сделано потому что гофрированный картон своей структурой помогает создать эффект строк, как на экране телевизора с электронно-лучевой трубкой. Работы написаны гуашью и пастелью.
Дальше выставлены шелкографии. "Автопортрет" - человек обычно не видит своего лица, легче увидеть ноги, так портрет ступней становится автопортретом. Серия "Несостоявшееся интервью" - для журналистов это очень актуально, хотелось одно, по желанию редакции надо делать другое. Больше всего жалеешь о том, что не случилось, не сбылось. Еще одна работа "Памяти Уорхола". Шелкография "Кофе" - чашки среди банок с краской, на грани между предметностью и беспредметным цветовым решением. Гипертрофированная яркость - есть свет и тень, полутонов нет. Про картину порою пишут в модных журналах "эта работа органично вписывается в плоскость стены". Работы Березовского взрывают плоскость, меняют залы Третьяковской галереи.
Необходимо отметить фотографии, где цвет выполнен анилиновыми красителями. Эта трудоемкая техника, которая на данный момент практически утрачена. Мы часто встречаем высказывания, что уникальная художественная техника какого-то древнего века утрачена. Оказывается и в наше время можно утратить технику.
Задача художника - найти отклик в душе зрителя. "Лето в городе" Березовского, его ветренный "Март", его "Грации" - обращены к переживаниям человека, а не к разуму.
Что будет дальше? Я думаю, следующая беседа Ерофеева будет о Березовском. К выставке выпущен каталог - Вы его сразу заметите, у него желтая обложка (Н.Трегуб).