С 3 ноября 2005 г. по 5 февраля 2006 г. Государственный Эрмитаж представляет выставку "Шедевры музеев мира в Эрмитаже".
Выставка представляет живописное произведение Рембрандта "Афина-Паллада" из собрания музея Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. Одна из прославленных картин мастера вернулась на время в Эрмитаж в канун юбилея великого голландского художника XVII века Рембрандта (1606 - 1669) - в 2006 году исполнится четыреста лет со дня его рождения.
"Афина-Паллада" уже давно принадлежит Музею Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. Однако, с Эрмитажем его связывают незримые нити прошлого. В течение многих лет, с конца XVIII столетия и вплоть до 1930-х годов, произведение Рембрандта украшало эрмитажную галерею.
Впервые "Афина" (холст, масло, 118х91 см) прибыла на берега Невы в составе большой коллекции, приобретенной во Франции в 1781 г. для императрицы Екатерины II. Владелец этого полотна, граф Сильвестр-Рафаэль Бодуэн (1715 - 1797), был известным гравером-любителем и большим знатоком старинных картин.
В 1930 году судьба картины, как и многих других произведений искусства в те времена, резко изменилась. В мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955). В результате секретных соглашений, заключенных в Париже между богатейшим предпринимателем и представителями Госторга РСФСР, Эрмитаж принудили выдать в контору "Антиквариат" ряд ювелирных сокровищ и произведений живописи. "Афина" оказалась в особо ценной партии предметов, в состав которой, помимо шедевров живописи Рембрандта, Г. Тер Борха, Ватто и Н. Лакре, входила также прославленная статуя Гудона "Диана-охотница". За эти музейные экспонаты Галуст Гюльбенкян заплатил советскому государству 140.000 фунтов стерлингов.
Никакие протесты дирекции музея во внимание не принимались. Известно, что "Афина" Рембрандта была отправлена в Париж через берлинскую таможню в своей эрмитажной золоченой раме. В той же раме она экспонируется и на настоящей выставке.
Как почти во всех поздних творениях голландского живописца, сюжет этого полотна подвергался разному толкованию. Молодой воин представлен художником в трехчетвертном повороте на сумрачном темном фоне. Падающий слева свет заставляет сверкать во тьме его металлический доспех. Легкая полутень лежит на его лице. Нет сомнений, что это герой классической древности, однако кто именно? Атрибуты несут огромную изобразительную и смысловую нагрузку в этой композиции. Причудливые детали костюма невольно интригуют зрителя. Голову рыцаря украшает роскошный шлем. Его высокий гребень увенчан фигуркой совы и пышным плюмажем из алых перьев. Эти мотивы - вольная фантазия на тему парадного позднеренессансного вооружения. Рембрандт, большой ценитель и коллекционер старинного оружия, с видимым удовольствием передает блеск золоченого металла. Выбившаяся из-под шлема длинная прядь вьющихся волос ниспадает на складки винно-красного плаща, наброшенного поверх кирасы с оплечьями. В их широко и суммарно прописанных формах с трудом угадываются львиные маскароны.
Маленькой, стянутой кожаной перчаткой рукой воин сжимает копье, в другой держит огромный круглый щит, наружная сторона которого украшена головой медузы горгоны. Красный контур щита (позволяет предположить, что изнутри щит обит алым бархатом) образует энергичный эллипс. Эта форма, создающая дистанцию между зрителем и фигурой героя, имеет немаловажное значение. массивный щит уравновешивает изображение направленного влево копья воина и его слегка склоненной под тяжестью шлема головы. Погруженный в задумчивость герой картины прекрасен, вместе с тем его хрупкий и женственный облик лишен конкретности и определенности.
В самом раннем рукописном каталоге Эрмитажа (1773 - 1785) полотно Рембрандта упоминалось под названием "Афина-Паллада". Однако далеко не все соглашались с таким мнением. В опись коллекции Бодуэна (1780) эта композиция внесена как "портрет Александра в доспехе Паллады". Александру Македонскому приписывали и особое покровительство Афины. Позднее в литературе картину называли "Марсом", "Портретом Титуса" и "Молодым воином".
Куратор выставки - И.А. Соколова, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.