20 октября 2005 г. в Музее истории Москвы состоится презентация выставки "Звонимир Фейст. Веяния времени" из фондов музея города Загреба (Хорватия). Открытие выставки для публики 21 октября. Участники: Божо Ковачевич - Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Хорватия в РФ, Винко Ивич - директор Музея города Загреба, Желька Колвеши - автор выставки, Михаил Гнедовский - директор института культурной политики, Михаил Швыдкой - директор агентства по культуре и кинематографии РФ.
Звонимир Фейст (род. 1914 г. в Загребе) - художник, дизайнер-оформитель, коллекционер мало известный в кругах исследователей истории плаката. Его имя - настоящее открытие для нашей публики и этим особенно интересен выставочный проект.
Каждый момент истории уникален и неповторим, так же неповторимо и уникально искусство, рождённое тем временем. И если для современников события истории часто тягостны и не интересны, то в перспективе времени они приобретают безусловную значимость.
Сам Фейст отмечает то, что всю жизнь занимался не тем, чем хотелось бы ему как художнику. В период с 1939 по 1945 гг. по заказу загребских кинематографистов Звонимир Фейст создал многочисленные киноафиши практически уникальным способом - в выдуманной им комбинированной технике, которая включала основной чёрно-белый рисунок, вырезанный в виде шаблона и завершающийся ручным раскрашиванием из пульверизатора. С 1945 по 1947 гг., в соответствии с направлениями новой идеологии, Фейст делал плакаты для фильмов, поставляемых из СССР.
Огромное количество государственных заказов, отказаться от которых не представлялось возможным, и необходимость содержать семью в трудные для всех послевоенные годы не оставляли ему времени для свободного творчества. Художественный дар и практическое знание оформительского искусства Звонимира Фейста в полной мере проявились именно на этом поприще. Чёткий рисунок, выверенная композиция, стиль текста созданных им спортивных и киноафиш, плакатов экономической пропаганды, рекламы товаров широкого потребления (он является автором упаковки кофе "Минас" - самого продаваемого продукта загребской фабрики "Франк") - агитация средствами искусства, художественные произведения.
Природа плаката - лаконизм идеи и мысли, сопутствующая им эмоция и быстрое восприятие, требующее от зрителя мгновенной реакции. Плакат должен быть злободневным, но мы знаем примеры, когда созданные "на злобу дня" плакаты живут десятилетиями. Один из таких примеров - экспонаты выставки "Звонимир Фейст. Веяния времени" - историко-художественный проект, демонстрирующий талант художника-свидетеля времени. Посетители увидят 76 плакатов, среди которых не только печатные, тиражированные издания, но и вещи, сделанные автором в единственном экземпляре. Экспозиция дополнена аудио, видео и фото материалами с личными комментариями автора, базой данных о фильмах, для которых делал афиши Звонимир Фейст.