Открытие в залах Государственной Третьяковской галереи в рамках федерального проекта "Золотая карта России" выставки из собрания Нижегородского государственного художественного музея происходит в преддверии значительной для музея даты - его 110-летнего юбилея. Поэтому не случайно основной идеей выставки, заложенной в ее названии, стала идея формирования и истории собрания. Это своего рода попытка повторить тот далекий "волжский проект", который удалось осуществить в 1896 году, когда в городе был открыт музей, и показать, какими "неисповедимыми" путями в провинции сложилась коллекция, уровень которой часто определяют как "столичный".
Своим возникновением Нижегородский художественный музей обязан идеям создания общедоступных музеев, рожденным общественной мыслью последних десятилетий XIX века, и инициативе местной творческой интеллигенции.
Открытию музея во многом способствовало и то, что в соответствии с подписанным в 1893 году высочайшим указом Нижний Новгород был выбран местом проведения очередной XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. Ранее подобные выставки устраивались только в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. Это уникальное событие ускорило принятие в следующем, 1894 году решения городской Думы об основании музея.
На формирование коллекции будущего художественного музея повлияла другая, возможно менее масштабная выставка, организованная в 1896 году московским Обществом художников исторической живописи. Одним из инициаторов создания общества был Андрей Андреевич Карелин - сын А.О.Карелина. В ходе организации из-за недостатка средств было решено объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим, так называемым "Петровским домиком" на Почайне.
В результате проведенной им огромной подготовительной работы 25 июня (7 июля) 1896 года в торжественной обстановке в отреставрированной для этой цели Дмитриевской башне кремля открылся Нижегородский городской художественный и исторический музей. Отличительной чертой Нижегородского музея явилось то, что со времени открытия для публики и вплоть до 1934 года (когда объединенный музей был окончательно поделен на два) художественный и исторический отделы развивались как два самостоятельных музея.
В первые два десятилетия своего существования музейное собрание продолжало пополняться за счет даров, поступавших от авторов произведений и от коллекционеров. В 1916 году от известного нижегородского купца М.М.Рукавишникова поступило на хранение собрание работ русских и западноевропейских мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, включающее такие первоклассные полотна, как "Женщина под зонтиком" И.Н.Крамского и "Ковер-самолет" В.М.Васнецова.
Огромен и поистине неоценим вклад в формирование собрания нашего земляка писателя Максима Горького, с 1909 года почетного члена комитета по управлению музеем. В разные годы он передал несколько десятков произведений искусства, среди них жемчужины нижегородского музея - монографические коллекции произведений Б.М.Кустодиева и Н.К.Рериха.
С 1920-х годов комплектование музейной коллекции стало систематическим и планомерным, значительную роль в этом играли Наркомпрос, Государственный музейный фонд, закупочные комиссии министерств культуры СССР и РСФСР. Эти годы отмечены активными передвижениями экспонатов из одних музеев в другие, из центральных хранилищ в провинциальные. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Нижний Новгород переданы уникальные произведения, в том числе "Баба в желтом" Ф.А.Малявина, "Дама у зеркала" К.А.Сомова, исполненные В.А.Серовым портреты З.Н.Юсуповой и Е.А.Балиной, "Чистка ковра" П.В.Кузнецова, "Лукреция" Лукаса Кранаха Старшего, "Площадь Навона в Риме" Бернардо Белотто и др.
По счастливому стечению обстоятельств тогда же в Нижнем Новгороде работали московские живописцы А.В.Куприн и В.Ф.Франкетти. Благодаря их личному участию в Нижегородском музее возникла небольшая, но очень ценная коллекция картин художников русского авангарда.
В документальном архиве музея хранится "Список №5 произведений живописи, не представляющих для музея никакого интереса и подлежащих списанию". Подобный документ обычно обрекал музейные экспонаты на уничтожение либо на передачу в другие, непрофильные учреждения, что было равнозначно полному забвению. На "списке" нет даты его составления, но по некоторым косвенным свидетельствам и фактам можно установить, что это было в конце 1940-х - начале 1950-х годов, в период разгромных речей А.А.Жданова и постановлений партии по "борьбе с формализмом и космополитизмом".
Постоянный стремительный рост музейного собрания в советское время ускорил решение вопроса о расширении экспозиционных и фондовых помещений. В 1990 году по постановлению облисполкома музею, располагавшемуся в так называемом доме Д.В.Сироткина на Верхне-Волжской набережной, передали дополнительно здание бывшего губернаторского дворца на территории Нижегородского кремля.
Деятельность музея в современных условиях качественно изменилось. Увеличение экспозиционных площадей позволило показать произведения, долгое время хранившиеся в запасниках, расширить старые и ввести в экспозицию новые разделы, в частности, народных художественных промыслов, древнерусского, западноевропейского искусства, выделить монографические залы Н.К.Рериха и Б.М.Кустодиева, создать отдельный зал для первого музейного экспоната - исторического полотна профессора живописи Н.А.Кошелева "Погребение Христа".
Сегодня музейное собрание насчитывает более 12 тысяч экспонатов. Исторический путь длиной в более чем столетие, пройденный музеем, еще не раз явится предметом зрительского, общественного и конечно, исследовательского интереса. Возросшая активность музея в современной культурной жизни города и региона в последнее время очевидна. Все чаще он воспринимается не только как хранилище памятников искусства, научно-исследовательское или просветительное учреждение. Коллектив своей деятельностью стремится соответствовать высокому предназначению музея, заявленному в его миссии: "Быть эталоном художественной жизни нижегородского региона … быть открытым, доступным, близким для всех".
В.Н.Кривова, генеральный директор НГХМ
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N24137