С Академией художеств связано творчество многих замечательных мастеров, произведения которых вошли в золотой фонд отечественной культуры. В ряду выставок, посвященных 250-летнему юбилею академии, который будет отмечаться в 2007 году, - экспозиция "Петербурга женское лицо", развернутая в залах редакции журнала "Наше наследие". Она знакомит зрителя с малоизвестными произведениями одного из значительных мастеров отечественного графического искусства начала ХХ века А.П.Остроумовой-Лебедевой из коллекции семьи Синицыных. На выставке представлены более 40 гравюр, литографий, акварелей и рисунков художницы, созданных в разные годы.
"Среди великих мастеров, изображавших городские виды, в истории русского и мирового искусства нашелся лишь один художник, имя которого немедленно ассоциируется с необычайно яркими, величественными, точными и характерными образами Санкт-Петербурга. Речь идет об Анне Петровне Остороумовой -Лебедевой (1871-1955).
Она родилась в 1871 году в семье П.И.Остроумова, к моменту зрелости дочери ставшего одним из высших гражданских чиновников Синода Русской православной церкви. Анна училась в известной петербургской гимназии вместе с дочерьми Ф.М.Достоевского, Я.П.Полонского. Непреодолимой была страсть Остроумовой к рисунку. Она посещала вечерние классы школы Штиглица, а в 1892 году поступила в императорскую. Академию художеств. По совету И.Е.Репина училась они и в Париже, но у американского мастера Д.Уистлера. На рубеже веков художница сблизилась с "Миром искусства". Александр Бенуа назвал ее "одной из самых цельных и типичных фигур" творческого объединения. Не декларируя свою причастность к мирискуссникам, Анна Петровна следовала их художественным принципам всю жизнь. Однако среди мастеров "Мира искусства" она выделялась исключительным пристрастием к гравюре.
А.П.Остроумов-Лебедева сама, с присущей ей прямотой, определила свое место в истории искусства "…гравюра в России с конца 19 - века пошла по новому пути и из ремесленной сделалась оригинальной, самодовлеющей гравюрой. Начало этому положила Я".
А.П.Остроумова-Лебедева осталась верна своей "Гравировальной страсти до конца жизни. И в Петрограде времени революции, которую она приняла без восторга, хотя, поначалу, как и многие художники, была настроена оптимистически. И в Ленинграде сталинского времени, когда ей пришлось создавать образы социалистического города. И в годы Великой Отечественной войны, в тяжелейшие 900 дней блокады, стойко пережитых ею, сумевшей сохранить и выразить в своих работах веру в несгибаемость Петербурга - своего любимого города.
Значительное художественное и эпистолярное наследие, собранное ее учеником, художником и педагогом Николаем Васильевичем Синицыным (1912-200) на протяжении десятилетней дружбы с А.П.Остроумовой-Лебедевой и бережно хранимое ныне в семье Александры Николаевны Синицыной и Александры Алексеевны Синицыной-Суворовой, дает емкое представление о масштабе ее личности, творческой и педагогической деятельности.
Настал тот час, когда искусство А.П.Остороумовой-Лебедевой должно пережить еще одно рождение. Ее работы мощно и глубоко выражают не только нашу всеобщую любовь к красоте Петербурга, но и превращают эту любовь в неотменную, обязательную категорию российской культуры".
Д.О.Швидковский, профессор, доктор искусствоведения, вице-президент Российской академии художеств, действительный член российской академии архитектуры.