С октября 2005г. по февраль 2006г. в Бельгии проходит 20-й юбилейный фестиваль искусства "Европалия", посвященный России, патронируемый главами двух государств - президентом России В.В.Путиным и королем Бельгии, а также правительством РФ и бельгийского королевства. Генеральный комиссар от России - Сергей Ястржембский.
В рамках фестиваля в различных городах Бельгии пройдет свыше двадцати художественных выставок, около четырехсот спектаклей, концертов. Помимо Третьяковской галереи и Русского музея, Эрмитажа и Царского Села, Музеев Московского Кремля, в Брюссель приедут и знаменитая Маринка, московский Большой театр и петербургский Малый драматический, Российский национальный оркестр (дирижер Михаил Плетнев).
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (Санкт-Петербург) участвует в исторической выставке "От царя до императора", развернутой во Дворце изящных искусств - главной площадке фестиваля российской культуры - в столице Европейского сообщества - Брюсселе.
Экспозиция охватывает несколько веков и касается истории и искусства двух столиц России - Санкт- Петербурга и Москвы. В центре внимания прежде всего выдающиеся личности, оказавшие определяющее внимание на ход истории - царь Михаил Романов, Петр Великий, Екатерина II - именно им выпало превратить средневековую страну в светское государство, открытое миру и новым прогрессивным идеям.
Старейший художественный музей России, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, представил на выставку одиннадцать произведений из своего собрания; среди них три архитектурные модели, проекты, гравюры. Посетители Дворца изящных искусств смогут познакомиться с чертежом фасада здания Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764г.) профессора Императорской Академии художеств Ж.Б.Вален Деламотта; а также с фрагментом юго-западной части проектной деревянной модели этого здания, возводившегося по проекту французского зодчего в 1764-1788гг. в стиле раннего классицизма. Сама модель выполнена в 1766 г. группой резчиков во главе с С.Серенсеном под руководством архитектора А.Ф.Кокоринова. К теме петербургской Академии художеств, как к замечательному образцу зодчества екатерининской эпохи, относится и "Проект декоративной отделки парадной лестницы, вестибюля и круглого зала здания Академии художеств" 1766г. И.А.Иванова.
Две другие модели из коллекции Научно-исследовательского музея РАХ были выполнены уже в 19 веке и не являются проектными - "Модель собора Покрова Божьей Матери на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенного по проекту Бармы и Постника в 1555-1561гг." и "Модель Спасской башни Москвовского Кремля, построенного по проекту П.А.Соларио в 1491г.", так же, как и уникальная "Модель Академическая" экспонируются впервые.
Из архитектурного собрания на выставке показаны и великолепные листы итальянского зодчего, работавшего в Санкт-Петербурге - Джакомо Кваренги (1744-1817). Его "Проект Ассигнационного банка в Петербурге. Вариант" 1783-1790 гг., "Проект Эрмитажного театра. Вариант" 1783-1787 гг. и "Проект Мальтийской капеллы (Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге" 1800 г. дают представление о наиболее значительных постройках в столице империи.
"Перспективный вид Смольного монастыря" С.П.Берникова (1778г.) и две гравюры - Я.Васильева "Проспект вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и кадетским корпусом" и Г.А.Качалова "Проспект вниз по Неве реке между Зимним Ее Императорского Величества домом и Академией Наук" (обе - по рисункам М.И.Махаева) позволяют зрителю составить более общее представление об облике Санкт-Петербурга.
В. - И.Т.Богдан