НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Учи меня, води моей рукой…» в Государственном музее А.С.Пушкина

c 15 октября по 20 ноября 2005Москва
Горчаков А.М. Женская голова
Государственный музей А.С.Пушкина (Москва, Пречистенка) и Всероссийский музей А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) представляют выставку «Учи меня, води моей рукой…». Рисунки воспитанников Царскосельского Лицея». Выставка пройдет с 15 октября по 20 ноября. Основу представленной выставки составляет коллекция рисунков первого и самого знаменитого выпуска Императорского Царскосельского Лицея, пушкинского выпуска 1811-1817гг.

19 октября 1811 года на торжествах по случаю открытия Императорского Царскосельского Лицея - нового учебного заведения, в основную задачу которого входило «образовать юношество к важнейшим частям службы государственной», присутствует император Александр I, члены Государственного совета, министры. Тридцать первых лицеистов в синих парадных мундирах выходят с коротким поклоном к царю. Среди них – Александр Горчаков – будущий канцлер империи, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – будущие декабристы, Федор Матюшкин – адмирал, исследователь севера, Модест Корф – сенатор, Антон Дельвиг – поэт, журналист, основатель «Литературной газеты», и Александр Пушкин. Пока же будущим «столпам отечества» от 10 до12 лет от роду, а распорядок дня весьма строг: подъем в шесть утра, а в семь (без завтрака!) уже начинаются классы. Учебная программа обширна, более всего часов отведено на изучение иностранных языков, русский, то есть словесность – также в почете, затем идут география, история, «нравственные науки», включавшие право, философию, историю права, экономику и политику. Воспитанники слушали лекции по логике, изучали математику и физику. Изящные искусства входили также в обязательную программу: рисование, чистописание, танцы. Фехтование по средам или субботам, гимнастические занятия, верховая езда, плавание, обязательные ежедневные прогулки (в любую погоду) - и так целых шесть лет. Из писем лицеистов к родным узнаем о буднях, быте и нравах, царивших в Лицее, подробности о профессорах и наставниках. Одним из таких наставников, совмещавших должность гувернера и преподавателя рисования был Сергей Гаврилович Чириков, выпускник Академии художеств, с аттестатом «художник со шпагой». Он был учтив, ко всем обращался по имени-отчеству, любил поэзию и сам сочинял. Он жил здесь же в лицее, к нему в комнаты на четвертом этаже приходили его питомцы на литературные собрания. В классе на уроках рисования, он, следуя академической традиции, предлагал ученикам копировать гравюры, эстампы, иллюстрации, народные картинки. Представленные на выставке «Птичка» К.Данзаса, «Мельница» И. Пущина, «Цветы» П.Мясоедова, «Лев» А.Бакунина, «Скачущая лошадь» М.Корфа – характерные для этого «копировального» периода работы. Затем наступала пора рисования с гипсовых слепков, трудились сначала над разными частями лица и тела, только после этого длительного периода переходили, наконец, к «головам» античных богов, философов, исторических персонажей и героев. Таких «голов» в исполнении А.Горчакова, И.Малиновского, В.Вольховского на выставке будет немало. Новым этапом в совершенствовании техники рисунка был переход к копиям портретов, созданных известными художниками. Примером может служить портрет Нарышкина работы А.Г.Ухтомского и перерисовка его произведения лицеистом В. Вольховским.

В его рисунках, по мнению специалистов, чувствуются мастерство и зрелость. Он был беспримерно трудолюбив, и до всех своих вершин добирался сам. Владимир Вольховский поступил в Лицей без всякой протекции, просто как первый ученик Московского университетского пансиона. Прозванный друзьями Суворочкой, за безжалостные и совершенно недетские приемы воспитания воли, он был всеобщим любимцем, его уважали, педагоги – « за прилежание», товарищи – за скромность, хотя он все шесть лицейских лет сидел в первых рядах в классе – привилегия в Лицее для лучших учеников. Лицеисты много рисовали с натуры, делали портреты друг друга, естественно откликались они и на злобу дня. Темы войны 1812 года отражаются в рисунке «Гусар на коне» Константина Костенского, в карикатуре Федора Матюшкина «Голодный француз, стреляющий ворон» и работе Алексея Илличевского «Казак и француз». Знаменитого лицейского карикатуриста Илличевского С.Г.Чириков боготворил, находя его учеником «великих дарований, успехов превосходных». Такую же высочайшую оценку в «Табели» 1812 года об «успехах, прилежании и дарованиях воспитанников» дал Чириков только еще одному ученику - Аркадию Мартынову. Об Александре же Пушкине записал - «отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен», а его «успехи неощутительны».

На выставке будут представлены некоторые учебные пособия 19 в. для «юношества, упражняющегося в рисовании». Выставлены здесь и модели – гипсовые головы, планшеты с орнаментами, подобные тем, что находились в классе С.Г.Чирикова.

В архивах Лицея сохранились запросы С.Г.Чирикова в администрацию закупить сангину, свинцовые и итальянские карандаши - в этой технике выполнена большая часть экспонатов выставки.

Известно, что из первого, пушкинского лицейского класса художником никто не стал. Правда, позже, выпускник Лицея 1820г. В.П. Лангер, посвятит себя профессии художника, на выставке представлены его пейзажи с царскосельскими видами, картина «Большой зал Лицея», иллюстрации к «Пиковой даме» Пушкина, альманаху «Северные цветы. Но, в общем, это не входило в задачу обучения в Лицее. Скорее доказывает, что рисование было неотъемлемой частью воспитания образованного человека. Рисованные письма-записочки, трогательные семейные альбомы, в которые наряду со стихами и пожеланиями заносились и рисунки, и шаржи, и карикатуры, и пейзажи, - ими можно полюбоваться на выставке – дополняют наши представления о домашнем «художестве», как важном элементе бытовой культуры 19 века.

«Учи меня, води моей рукой…вот краски, кисть и лира» - строка из стихотворения А.С. Пушкина «Сон», в которой он соединил в неразрывное для своего творчества «кисть и лиру». Но лицейских рисунков Пушкина на выставке нет. Все автографы и рукописи поэта, в том числе и его рисунки, хранятся в одном месте – в Пушкинском Доме Санкт-Петербурга и никогда не выставляются. «Руки» его, конечно, не хватает на этой выставке, которая воссоздает небольшой, но очень интересный фрагмент знаменитой пушкинской Alma Mater. Но как пророчески в 1816 году написал о Пушкине его одноклассник Алексей Илличевский: «Дай бог ему успеха – лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах».

www.museum.ru/N23862
Ваше мнение »»

»»Государственный музей А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход в сторону Государственного музея А.С. Пушкина, из метро направо по ул. Пречистенка
Телефоны:(495) 637-5674 - спр., 637-3256 - экс.бюро
сайт:pushkinmuseum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.07.2024  x    ?  


Выставка "Пирогов - Петровский. Хирургический авангард"

Михаил Карисалов передал Музею-заповеднику «Царское Село» раритеты XVIII–XIX веков

Бахрушинский музей открывает в Казани национальный выставочный проект «Пушкин и театр»

Выставка «Детское Село. За чашкой чая»

"Алмаз в коре" неограненный

Выставка "Такие разные мужчины": работы Уорхола, Пикассо и Мане в Череповце

День рождения Нижегородского Арсенала – 2024

Выставка работ преподавателей Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

«Дорога к храму» - выставка к 100-летнему юбилею Новосибирской епархии

Литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки»

Выставка «Я сам видел это. Серия офортов Ф. Гойи» в Дмитровском кремле

Музей Востока открывает фонды. Живопись Кавказа и Средней Азии

Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда

Выставка "Герои наших дней" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Фотовыставка «Петра Творенья»

Выставка «Михаил Шолохов. Начало»

"Красный угол": 30 пермских художниц - 30 историй

Выставка "Псков восстановленный"

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Мир печорского Обозерья глазами Марии Шпис

Масштабный фестиваль «История в лицах» в филиале Музея Победы

Выставка Тамары Камаевой «Свет и Воздух»

Святослав Рерих. Искусство и Жизнь

Выставочный проект «Контурные карты» в Музейно-выставочном центре РОСФОТО

Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее

Юрий Шеров. Брателло

Выставка «Искусство солнечного света» Чжан Липина в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Персональная выставка Игоря Обухова «На Восток» в Музее Востока


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru