Музей-заповедник разработал новую форму обслуживания посетителей. Следуя духу времени, музей подготовил техническую базу, чтобы осуществлять бронирование заявок на экскурсионное обслуживание по Интернету. Бланк заявки с типичными вопросами будет размещен на сайте музея, которых пользуется спросом у людей, планирующих туристическую поездку в нашу область. За 9 месяцев этого года наш сайт посетило 40 000 человек. Если посетитель заинтересовался предложенной экскурсионной программой, он заполняет заявку, которая поступает в экскурсионное бюро музея по электронной почте и обрабатывается наравне с заявками, поступающими по телефону или факсу.
Такое решение пока еще в новинку для российских региональных музеев, но Владимиро-Суздальский музей-заповедник старается эффективно применять новые формы коммуникаций.
Кстати, создание единого информационного пространства музея совсем не тривиальная задача. Музей характеризуется территориальной разбросанностью как памятников архитектуры и экспозиций, так и служебных помещений.
И если во Владимире музейные подразделения, в основном, сосредоточены в двух крупных корпусах, находящихся через парк друг от друга, то в Суздале служебные помещения разбросаны по всему городу: Суздальский кремль, экскурсионное бюро, корпуса Спасо-Евфимиева монастыря…
Чтобы объединить компьютеры музейных сотрудников в единую вычислительную сеть в отделе информатики, целый год, начиная с прошлого лета, реализовывался крупный технический проект - создание объединенной радиосети в Суздале, а затем организация радиоканала между владимирским и суздальским отделениями музея. За реализацию этого смелого проекта взялись специалисты компаний "Кедр" и "Телелайн".
Проект был разбит на 4 этапа:
- на первом в локальную сеть объединялись компьютеры внутри Суздальского Кремля. Максимально бережно и незаметно была создана компьютерная сеть в памятнике 18 века.
- на втором в бойнице проездной башни Спасо-Евфимиева монастыря устанавливалась центральная радиоточка музея с двумя антеннами, повернутыми одна внутрь монастыря, а другая на центр Суздаля.
- на третьем создавались пять клиентских мест: Суздальский Кремль, экскурсионное бюро и три внутри монастыря.
- на четвертом к полученной радиосети добавлялся радиомодем, осуществляющий связь с Владимиром, и монтировались приемные радиомодемы на административных корпусах во Владимире.
После окончания технической части проекта, сотрудники отдела информатики проводили тщательную настройку и тестирование всего оборудования, что заняло также много времени. Но создаваемая в течение года технологическая платформа теперь позволяет музею выйти на новый уровень информатизации. Это уникальный проект в музейной информатизации, и к нашему опыту сейчас проявляют интерес другие музеи, имеющие территориально распределенные отделения (музей А.С. Пушкина в Петербурге, музей-усадьба "Ясная Поляна", "Ярославльский Кремль").
Защищенный централизованный доступ в Интернет, электронная почта, централизованное управление компьютерами, использование ряда компьютерных программ, работающих в сетевом режиме. Теперь это стало возможным в рамках всего Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Электронное бронирование заявок станет первой информационной системой, использующей созданный радиоканал.
Дмитрий Матвеев, зав отделом информатики музея-заповедника