В усадьбе Н.А. Дурасова в «Люблино» проводятся организованные экскурсии «История русской усадьбы». Для Вас распахнет двери дворец Н.А. Дурасова, уникальный памятник архитектуры XIX века.
Русские усадьбы - сложное, многогранное явление, тысячью нитей связанные с художественной культурой русского народа. История их строительства уходит в глубь времен, сохраняя для потомков уникальные архитектурные и природные ансамбли. Важное место в отечественной усадебной культуре занимают подмосковные, а ныне московские усадьбы, играющие исключительно важную роль в формировании образа и архитектурного облика нашей древней столицы и придающие Москве особую привлекательность, отличающую ее от других российских городов.
Одним из таких исторических мест на территории современной Москвы является Люблино, упомянутое в источниках конца XVI века. В 80-е годы XVII века поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых и называлось оно Годуново. Позднее стало принадлежать князьям Прозоровским, и было настолько любимо хозяевами, что получило название "Люблино".
В первой четверти XIX века усадьбу купил богатый московский помещик Н.А.Дурасов (1760 - 1818), самый известный из ее владельцев. Строили усадьбу в 1800-1801 годах известные архитекторы рубежа XVIII-XIX веков Иван Васильевич Еготов (1756 - 1815) и его родственник и сподвижник Родион Родионович Казаков (1754 - 1803).
Чудом сохранившийся, садово-парковый ансамбль бывшей усадьбы "Люблино" занимает особое место в отечественной усадебной культуре. Оригинальное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание господского дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Согласно легенде, хозяин хотел, чтобы дом его напоминал орден св. Анны, которым он, возможно, был награжден императором Павлом I.
Главный вход в усадебный дом расположен с восточной стороны, где по широкой лестнице, ведущей в галерею, вправо и влево можно войти в его залы. Круглый зал, размером 11,5 м и высотой в два этажа, служил когда-то парадной столовой. Зал богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах многочисленные барельефы, фриз, круглые медальоны, разнообразные архитектурные детали. В пролетах между колоннами представлена пейзажная живопись. Над дверью, ведущей в один из вестибюлей, находится картина "Аполлон с музами", над дверями в Мраморный зал - "Венчание Амура", в Колонный зал - "Жертвоприношение", в северный вестибюль - "Феб Лучезарный". Росписи выполнены модным в то время художником Джермано Скотти. В центре купола Круглого зала размещается плафон с изображением парящей в небе богини Авроры на колеснице. Огромные полузеркальные окна открывают виды парка, аллеи, беседку-ротонду, гладь пруда. Пол выполнен из дубового набора с розеткой в виде звезды в центре.
Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Немного больший по размерам, он предназначался для балов и был расписан под мрамор различных оттенков. Впечатление парадности дополняется лепными барельефами, карнизом и расписным плафоном "Пир Вакха" на потолке.
В простенках между окнами стоят золоченые стулья, подсвечники и скульптура на подставках. Вход в зал украшен барельефом "Аполлон с музами", а снаружи здания барельеф на этом крыле изображает "Посвящение девочек Афродите".
В северо-западном крыле дворца расположен Колонный зал, служивший гостиной. Он расчленен двумя колонными портиками на три части и расписан в пейзажной технике гризайль. Розовато-серебристые тона стен дали второе название зала - Розовый. Колонны отделаны искусственным розовым мрамором. Система росписей создает впечатление крытого садового павильона.
Над карнизами размещены панно в той же технике гризайль на темы античной мифологии: первое, направо от входа в круглый зал, - "Миф об Актеоне", далее - "Вакх и Ариадна", затем "Суд над нимфой Каллисто" и "Триумф Вакха и Ариадны". По торцам зала с обеих сторон ценнейшая полихромная пейзажная живопись изображает подлинные виды усадьбы. Зал был оформлен мебелью для отдыха: диванами, креслами, ломберными столиками. С наружной стороны торца здания - барельеф на тему "Поклонение младенцу Дионисию". Именно в этих великолепных залах щедрый хозяин устраивал роскошные званые обеды, празднества и балы с замечательным оркестром, которые славились на всю Москву и привлекали столичную знать.
Жилые и служебные помещения дворца расположены на втором и третьем этажах в двух других крыльях креста. Третий этаж представляет собой бельведер, венчающий все здание. В центре этажа находится круглый зал, к которому примыкает четыре небольших помещения с огромными полуциркулярными окнами. Потолок в круглом зале третьего этажа был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изображения танцующих женщин, а боковых помещений - пейзажная живопись. Комнаты служили своеобразными смотровыми площадками, из которых гости могли обозревать окрестности через огромные окна. После восстановления дворца на крыше воздвигли новую скульптуру "Геркуланянки" в античной одежде- копию экспоната Дрезденской галереи из шпиатра (I в. до н.э).
В непосредственной близости от дворца расположен частично сохранившийся комплекс театральных зданий усадьбы. Именно крепостной театр в Люблино создал славу своему хозяину, которая дошла до царского двора, после чего в мае 1818 года театр и оранжерею посетила императрица Мария Федоровна и пришла в восторг от увиденного.
Также сохранены дом управляющего, флигель, в котором размещался пансион для дворянских детей, здание дворцовой оранжереи. В отдалении от господского двора имеется группа построек конного двора (конюшня и два флигеля) и сооружения хозяйственного назначения. Все постройки выполнены в стиле зрелого классицизма. Вокруг разбит пейзажный парк свободной планировки на богатом холмистом рельефе. Важным элементом парковой скульптуры является обширный пруд (ныне Люблинский) на русле речки Голяди.
Во все время своего существования усадьба очаровывала гостей со всех концов Москвы и Петербурга. В летний сезон усадьба становилась излюбленным местом отдыха многих дворянских семей, людей творческих профессий, учёных и иностранных гостей. В 1866 году одну из дач снимал Ф.М.Достоевский, который работал здесь над завершением романа "Преступление и наказание". В 1896 - 1897 годах люблинским дачником был академик Ф.И.Буслаев - председатель Общества российской словесности, замечательный русский ученый - филолог.
В XX веке усадьба претерпела много изменений - некоторые здания были перестроены. В 2003 году Главное управление по охране памятников Москвы провело во дворце реставрационные работы, благодаря которым он приобрёл такой же прекрасный вид, как и 200 лет назад. Теперь посетители могут созерцать его во всём былом великолепии, познакомиться с интереснейшим образцом архитектуры конца XVIII - начала XIX века.
В перспективе, особенно при воссоздании всего комплекса дворцовых построек, этот уникальный памятник московской усадебной культуры будет великолепным и, несомненно, востребованным объектом туристического показа нашей столицы, которая за последние десятилетия стала одним из мировых культурных и туристических центров (при написании статьи использованы материалы М. Коробко).
Усадьбу можно посетить как с экскурсией, так и самостоятельно.