С 29 сентября по 9 октября 2005 г. Музей В.В.Набокова и Центр культурных инициатив Республики Карелия (Петрозаводск) приглашают на выставку "POHJOLAN MAA - СТРАНА СЕВЕРА". На выставке будут представлены работы двух петрозаводских художников: выставка фотографий карельских пейзажей Юрия Пермякова и выставка деревянных рельефов Игоря Гашкова. Открытие состоится 29 сентября в 18.00 в Музее В.В.Набокова.
Северная страна - Карелия… так и хочется продолжить - край голубых озёр, густых лесов, белых ночей. Уникальная суровая природа - действительно, главный контекст, определяющий образ этой земли и мировосприятие её жителей. Однако, не менее важная доминанта здесь - богатые народные традиции, фольклорное наследие, сохранившееся в этом заповедном краю: деревянное зодчество, "Северные письма" иконописи, культура Поморья, русские былины и сказки, финские и карельские памятники устного фольклора и многое другое.
В 2005 году исполнилось 170 лет со дня первого издания национального карело-финского эпоса "Калевала", древние руны которого собрал в ХIХ веке на территории Карелии финский фольклорист, почётный член Петербургской Академии наук Элиас Лёнрот. Этот краеугольный камень культурного наследия финно-угорских народов не отделим от эпических Северных ландшафтов, на которых рождалось и продолжает звучать поэтическое слово "Калевалы".
"Мне мороз поведал песни, Дождик нашептал сказанья, Ветер слов других навеял, Волны моря накатили, Птицы в ряд слова сложили, В заклинания деревья...". "Калевала", Песнь 1
"Калевала" и по сей день не перестаёт питать культуру - карельскую, финскую, российскую, вообще, - мировую. Театральные постановки, музейные экспозиции, музыкальные произведения и, конечно, работы художников продолжают появляться, вновь и вновь пытаясь интерпретировать скрытые глубины древнего эпоса. Среди самых известных его иллюстраторов: Аксель Галлен-Калела, Павел Филонов, Алиса Порет, Мюд Мечев, Юрий Люкшин. В самой Карелии тоже немало художников посвятили своё творчество образам "Калевалы": Осмо Бородкин, Георгий Стронк, Тамара Юфа, Борис Акбулатов и другие. Став своего рода национальным "брэндом" и чуть ли не художественной конъюнктурой к концу 80-х годов в Петрозаводске, тема "Калевалы" пережила некоторое затишье вплоть до недавнего времени. Наверное, потребовалась пауза для того, чтобы новому поколению авторов захотелось вновь прикоснуться к вечной теме и совершить свои путешествия в мир калевальских рун.
Выставка POHJOLAN MAA - СТРАНА СЕВЕРА представляет взгляд на карело-финский эпос двух петрозаводских художников - Игоря Гашкова и Юрия Пермякова. Очень разные по сути - мастер декоративно-прикладного искусства Игорь Гашков и художник многообразных интересов (дизайнер, сценограф, фотограф) Юрий Пермяков, - различными путями пришли к этой теме.
Закончивший Абрамцевское художественное училище, Игорь Гашков, как ни парадоксально, открыл для себя руны эпоса, увлёкшись сначала музыкальным фольклором и традициями народного карельского танца. В результате, серьёзно погрузившись в специальную литературу об устном народном творчестве, ремёслах и традициях Карелии, досконально изучив фонд декоративно прикладного искусства Музея изобразительных искусств в Петрозаводске, молодой художник увлёкся не только археологией, но и исторической геологией. Все эти разносторонние увлечения и энциклопедические познания понадобились ему для работы над образами "Калевалы", которая вот уже 5 лет является основой его творчества. Его произведения - своеобразная "деревянная книга", в которой он сочетает виртуозное владение карельской традиционной резьбой с вполне современным метафорическим виденьем. Его скульптуры и панно с одной стороны иллюстративны, с другой по-северному лаконичны и знаковы, подобно самим калевальским текстам, они сочетают в себе необходимую долю обобщения и конкретности…
"Мчались тучи, твердь скрипела, Крышки неба накренялись, Божья радуга сломалась, Лунные рога согнулись". "Калевала" Песнь 19,
Для Юрия Пермякова руны "Калевалы" не стали объектом непосредственного интерпретирования или иллюстрирования. Его интерес к ней скорее определила страсть к путешествиям по Карелии, эпический характер самой природы, созерцание которой неизбежно навевает аллюзии с первыми страницами эпоса, посвящёнными сотворению мира. На своём творческом пути этому художнику не раз приходилось сталкиваться с темой финно-угорского наследия: разрабатывая экспозицию "Калеватар" для Карельского государственного краеведческого музея, создавая дизайн визит-центров национальных парков (Водлозерского и Паанаярви), а также ряда экспозиций музея-заповедника "Кижи" и Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Однако ближе всего к магическому ощущению "Калевалы", как древней страны Северного народа, Юрий Пермяков подступил в своих фотографиях, сделанных во время многочисленных путешествий по Карелии, её заповедным местам. И если в начале этих поездок он пытался писать этюды, делать зарисовки, то в дальнейшем художнику пришлось кисть и карандаш сменить на более универсальный и технологичный инструмент фиксирования увиденного - фотоаппарат. По-видимому, это определила сама невозможность средствами живописи и графики передать бесконечное многообразие красоты Севера и выразить всю гамму пережитых им впечатлений. Покорённый мощью природы художник предпочёл роль восхищённого наблюдателя и скромного собирателя, для которого бесконечным чудом предстают поросшие лесом острова, качающийся над водой тростник, следы улитки на песке и обычный лишайник, прижившийся на гранитной скале.
Маша Юфа, искусствовед