В историко-культурном музее-заповеднике УР "Иднакар" с 20 сентября открылась новая выставка "Ярмарка-свистунья", посвященная расписной глиняной игрушке, ласковой и неожиданно удивляющей, простой, доходчивой и по народному мудрой. Искусство глиняной игрушки уникальное и самобытное явление российской культуры. Игрушечных дел мастера или просто игрушечники, имена которых чаще всего неизвестны, посвящают любимому делу всю свою жизнь. Удивительные фигурки коней, всадников, птиц, барынь, зверей многое говорят о своих создателях. Необычные представления о мире, природе, человеке, о вечном добре, печали и радости игрушечники вкладывают в маленькие, неприметные творения рук своих, скупыми средствами добиваясь выразительности образа. А нас поражают безудержная фантазия, изобретательность мастера, сочетание красок, поэтичность образов.
Появление игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, водоплавающая птица - водную и воздушную стихии.
Многие глиняные игрушки являются свистульками. Предполагают, что происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил. Высокого художественного совершенства достигли мастера дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек. Менее известны гончарные центры Московской, Рязанской, Липецкой, Тверской, Пензенской областей России, возрождается и удмуртская игрушка. Дымковскую игрушку не спутаешь с филимоновской, липецкую с гжельской. Каргопольские игрушки - это хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, а рядом целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, утушки, таинственный русский кентавр - Полкан. С зарождением промысла в определенной местности связаны и свои легенды. Однажды к Хлынову (Кирову) подошли враги, несметное множество кочевников. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители, включая стариков и детей, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к врагам ночью, они подняли страшный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку города воины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане праздник "Свистунья", обязательным атрибутом которого является дымковская свистулька, броская, яркая, в цветных пятнах, передающая ощущение радости жизни, как и все дымковские игрушки. Писатель В.Лебедев в "Вятских записках" так рассказывает о празднике: "Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную свистульку, изображающую двухголового зверя или барана с пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Похожи все вместе на громадный пестрый маскарад".
На выставке посетители познакомятся с самобытным творчеством мастеров-игрушечников разных районов России из коллекции игрушек-свистулек гончара ОАО "Керамика" Кочина Г.А., работами любителей-игрушечников из фондов музея "Иднакар", Лицея искусств, ОАО "Керамика". Увидят настоящую дымковскую, каргопольскую, гжельскую, скопинскую, нижегородскую, рязанскую, тверскую, удмуртскую, коми и другие народные игрушки-свистульки.
Безудержная фантазия, изобретательность мастеров удивят, порадуют, позабавят и детей и взрослых, вовлекут в ярмарочную круговерть. Надеемся, что выставка понравится и взрослым, и детям, заинтересует педагогов художественных школ.
Выставка продлится до 30 октября 2005 года.