С 26 сентября по 16 октября 2005 года "Галерея на Солянке" приглашает на персональную выставку скульптур Анки ван Донген / Ankie van Dongen (Голландия) "Игра и конструкции".
Скульптор Анки ван Донген родилась в Нидерландах, но, будучи своего рода артистическим кочевником, объехала весь мир, пожив во многих странах с самой разной культурой. Этот опыт общения с разнообразием культур привел к возникновению уникальной интеракции между художником и ее работами – скульптурами и абстрактной живописью на конструктивистских формах из дерева. Вот уже три года Анки живет и работает в Москве, и ее источником вдохновения стала Россия, о чем свидетельствуют грациозность фигур балерин, над которыми не властно земное притяжение, и напряженный драматизм таких работ, как обобщенный портрет женщины из Беслана.
Для работ, создаваемых в реалистическом стиле, ее любимый материал – цемент. Он позволяет ей лучше контролировать творческий процесс. Анки говорит, что цемент обладает силой и напряженностью, он не так эластичен, как бронза и потому им удобнее манипулировать. Она считает, что этот материал требует от скульптора большего внимания и большей осторожности, что ведет к более тесному общению между художником и его работой. Ее нешлифованные скульптуры издалека кажутся грубыми и тяжеловесными, но под бронзовой краской скрывается мягкий и пористый материал. Швейцарский художник и коллекционер Тед Скапа говорит: «Ее работы полны символизма и поразительным образом выражают как положительные, так и отрицательные эмоции ее моделей».
Конструктивистские работы скульптора обладают чистыми формами, раскрывающими её особый интерес к архитектуре. Другие произведения указывают на интерес к таким темам, как игры и забавы: шахматы, футбол, плавание. Каждая завершенная скульптура является для Анки ван Донген началом нового творческого процесса. Она постоянно ищет новые творческие пути; ей кажется, что она идет по дороге, у которой нет конца. Такое мироощущение как нельзя более соответствует ее кочевому образу жизни: предыдущий опыт помогает в новых, незнакомых ситуациях, с которыми она сталкивается в каждой новой для нее стране. Она открыта для новых ощущений и положительно воспринимает новые для себя ситуации.
В Москве Анки делит студию на Сретенском бульваре с художником Геннадием Мызниковым. Эта студия выглядит точно так, как мастерские, в которых работали художники пятидесятых годов. Там царит особая теплая атмосфера: бесчисленные картины и скульптуры, разбитые окна, деревянный пол, самовар, старая мебель, – одним словом, условия, которые создают романтическую атмосферу давно прошедших дней. Несмотря на отсутствие современных технических средств Анки любит эту мастерскую и чувствует себя там как дома.
Анки ван Донген родилась в известной артистической семье. У нее три дочери; ее муж, голландский дипломат, сейчас занимает должность советника по вопросам культуры посольства Нидерландов в Москве. Ее карьера началась в Лондоне, где она успешно завершила учебу в Королевской академии искусств. Оттуда переехала в Западную Африку (Сенегал и Гану) и начала работать в качестве независимого художника совместно с африканскими и иностранными художниками, живущими в Западной Африке, результатом чего явились выставки в Африке и в Мадриде. Вернувшись в Голландию, она преподавала в Свободной академии искусств в Гааге и работала совместно со своими студентами. Одна из ее ранних работ, огромная скульптура обнаженного мужчины, установленная в центре Амстердама, стала одним из символов международного гей-сообщества.
В Амстердаме у нее прошел целый ряд выставок в различных галереях, в частности, в галерее Sue Biederberg, во Фламандском культурном центре Brakkegrond и в Союзе архитекторов Нидерландов. В начале девяностых работала в Страсбурге, преподавая живопись и скульптуру в Школе архитектуры.
Из Франции переехала в Нью-Йорк, где сосредоточилась на крупных скульптурных формах. Там у нее прошла успешная выставка в центре Rye Art. Некоторые из крупных скульптур Анки установлены сейчас в США в частных садах. По возвращении в Европу она обосновалась в Швейцарии, где тесно общалась с другими художниками, что послужило поводом для организации ее выставок в разных городах Европы: Амстердаме (галерея Biederberg), Страсбурге (Palais d’Europe), Маастрихте (Gallery in den Halven Maan), Берне (студия Scapa Chateau Vallamand). По приезде в Москву она участвовала в выставке Арт-Клязьма в 2004 г.