Квадратура круга или некоторые соображения о целесообразности сохранения за объективом права на создаваемое им круглое изображение.
Круг заведомо гармоничнее и совершеннее прямоугольника - у него нет привычных дефектов - углов. Преобладание же прямоугольных форм в созданном человеком мире это следствие несовершенства используемых им технологий.
…Исторически сложившийся формат квадратного или прямоугольного кадра также предопределен технологией - на ленту пленки рациональнее ложатся именно квадратные или прямоугольные формы. Хотя каждый объектив круглый и дает именно круглое изображение!
…Чем больше я снимал свои круглые кадры, тем больше поражался особенностями изображения, получавшегося в результате съемок. Оно практически не имело искажений, что оказалось для меня полной неожиданностью. Наконец я понял, в чем суть этой загадки и был поражен банальностью ответа.
… Дело в том, что искажения, даваемые широкоугольниками заметны в основном в углах кадра, именно там мы привычно ищем дефекты изображения. При круглом же изображении углов нет и, соответственно, зрению не на чем останавливаться - изображение как будто растекается по всему полю, обретая новую естественность.
… Это открытие поразило меня своей простотой и одновременно подсказало ход для построения будущих кадров: эффект усиливается при наличии в кадре выразительной геометрической перспективы.
Владимир Никитин, задумавшийся фотограф
Биография.
Владимир Никитин родился в 1944 году. Окончил художественную школу и геологический факультет Ленинградского университета. Работал во многих изданиях - в газетах "Молодая гвардия" и "Ленинградская правда", Агентстве печати Новости (АПН), журнале "Родина". Несколько лет был автором и ведущим телепрограммы "Ракурс" на Ленинградском ТВ. В настоящее время заведует кафедрой на факультете журналистики СПбГУ. Кандидат исторических наук. Автор ряда книг и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики. Преподавал и читал лекции в университетах США, Швеции, Норвегии. Участник, автор и куратор многочисленных выставок в России и за рубежом. Авторские выставки последних лет проходили в университетах Клемсон (Clemson, NC) и Северной Айовы (University of The Northern Iowa) США 1997-1998 гг.; Ницца, Франция 1999г; Копенгаген, Дания 2000г; Русский музей, Санкт Петербург 2002; Sundswall,Швеция 2003. В последние годы много работает над популяризацией творческого наследия русских фотографов, в частности Альфреда Эберлинга. Автор фотопроекта "ХХ век - Санкт-Петербург в фотографиях" в рамках которого выходят пять фотоальбомов: "Неизвестная блокада. Ленинград 1941-1944" СПб, 2002, "Оптимизм памяти. Ленинград 70-х" СПб, 2002, "Время несбывшихся надежд. Петроград-Ленинград 1920-1930" (находится в печати), "Рубеж столетий. Город глазами фотомастеров" (в работе, выход из печати - осень 2003) и "Начало ХХ века. Жизнь столицы" (выпуск планируется в конце 2003 года).