С 27 октября по 14 декабря 2005 года Музей вечной мерзлоты, г. Игарка, Музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского, г. Салехард и Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, г. Москва приглашают на выставку "Мертвая дорога. Стройка №501-503", которая посвящается дню политзаключенного.
Строительство железной дороги Салехард - Игарка, известной также как "Мертвая дорога", в 1947-1953 гг., можно считать одним из самых утопических проектов ГУЛАГа. Трасса должна была пролегать вдоль полярного круга, в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение, подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы севера Сибири, богатые полезными ископаемыми. Стройка была засекреченной и имела номера: №501 - Обское направление, №503 - Игарское направление. В мае 1953 г., вскоре после смерти И.Сталина, было принято решение стройку закрыть и ликвидировать. За шесть лет заключенными было построено около 800 км пути, что составляло примерно половину из того, что было запроектировано.
Интерес к этой дороге не ослабевает и сейчас. История ее обросла мифами и легендами. На трассу несколько раз отправлялись экспедиции, о дороге продолжают писать, снимать фильмы. До сих пор идут споры: нужно ли было затевать строительство в столь тяжелых природных и климатических условиях, можно ли восстановить или как-то использовать оставшиеся участки ж.-д. полотна.
Несмотря на то, что трасса проходила в труднодоступных районах тундры, куда и сейчас непросто добраться, от бывших лагерей уже мало что осталось. Покосившиеся бараки, покореженные рельсы (из-за сезонного таяния линз льда в почве), брошенные паровозы (из Игарки сообщили, что этим летом утащили три паровоза!).
В музеях Салехарда и Игарки представлены постоянные экспозиции, посвященные стройкам №501 и №503. Выставка в Музее имени Андрея Сахарова попытается "состыковать" две стройки.
На выставке будут представлены архивные и современные фотографии, документы, некоторые предметы лагерного быта, а также уникальные карты строек из музейных фондов.