8 сентября 2005 года в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка известного немецкого фотографа Андрея Райзера. На экспозиции будут представлены три цикла произведений художника: "Доменика" ("Domenica und die Herbertstrasse"), "Портреты" (фотографии знаменитостей из мира искусства: Дюрренмат, Менухин, Тарковский, Сименон, Синявский, Брандауер, Любимов и др.), а также серия произведений, созданная в Ленинграде в 1990 г. Выставка не только даёт ретроспективу произведений Райзера, но, возможно, знаменует собой и возвращение в фотографию этого значительного мастера.
Фотокарьера Андрея Райзера развивалась стремительно: выпускник знаменитой эссенской Folkwang-Schule, он уже своей дипломной работой ("Кого интересует моя беда!") заставил обратить на себя внимание - серия была издана в виде книги, получила серебряную медаль Art-Director-Club и экспонировалась в бохумском музее современного искусства. На протяжении всех 80-х молодой фотограф сотрудничал в журналах "Stern", "Der Spiegel", "GEO" (в течение нескольких лет он проработал корреспондентом этого журнала в России) и во множестве других изданий. Он издает несколько альбомов, удостоенных самых разнообразных профессиональных призов, ему охотно позируют знаменитости. Фотоагентство "Bilderberg", которое он создает в 1983 году в Гамбурге, быстро становится известным и авторитетным. Однако, несмотря на столь успешное развитие профессиональной карьеры, Райзер, в силу обстоятельств личного порядка прерывает эту карьеру на достаточно долгий срок, обращаясь к фотографии лишь эпизодически (правда, при этом он остается председателем международного жюри престижного профессионального конкурса "Czech Press Photo").
Райзер обратил на себя внимание тем, что последовательно и убежденно выстраивал свои отношения с реальностью. Эти отношения можно определить как "вживаемость": вкус к высматриванию, азарт погружения. Выдающимся образцом такой "вживаемости" является серия "Доменика" ("Domenica und die Herbertstrasse"). При всей значимости социально-критического плана, предмет этой серии, - не просто жизнь обитательницы района "красных фонарей". В не меньшей степени это - поэтика доверия, установившегося между фотографом и героиней его фотосессии.
В 1987 году Райзер издает альбом "Портреты", в который вошли фотографии многочисленных celebrities из мира культуры: Дюрренмат, Менухин, Тарковский, Сименон, Синявский, Брандауер, Любимов и др. Художник стремится визуализировать саму материю известности, публичности. Его модели привыкли позировать, но при этом - дозировать доступ к своей идентичности. Менее всего о них можно сказать - душа нараспашку. Скорее, здесь уместнее вспомнить слова Бодрийара о "логике легенды и вовлеченности в неё". Однако, и здесь Райзер менее всего хочет остановиться - на рубеже знака и легенды.
Третья, после "Доменики" и цикла портретов, серия произведений Райзера, экспонируемая в Русском музее, выполнена в 1990 году в Ленинграде. Она создана как бы на стыке двух жанровых направлений в современной фотографии, которые, например, Charlotte Cotton в своей книге "Фотография как современное искусство" определяет как "Moments in History" и "Once Upon a Time", то есть фотожурнализм исторического плана и человеческие истории. Райзер фотографировал Ленинград в самый горячий и неспокойный период его новейшей истории, когда город, бедный, но гордый и даже чопорный, всячески подчеркивающий своё историческое достоинство, был захлёстнут историческими страстями и неизбежно сопутствующей им накипью. Казалось, город был отдан на разграбление проповедникам и панкам, алкашам и проституткам, футбольным болельщикам-хулиганам и нищим, ряженым казакам и художникам из андеграунда. Фотографа захватывало ощущение абсолютной новизны происходящего: все эти типажи если и существовали ранее, то в потаённом виде, теперь же они не только вышли на поверхность, но, казалось бы, правили бал. Райзер не мог не любоваться живописностью и своеобразной "кислотной" привлекательностью этой городской пены, не мог пройти и мимо сцен пугающих. Ужасами русской жизни кормились тогда многие фотожурналисты, но от них Райзер отличался тем, что этнографическое и социально-критическое воспринималось им в некоем историческом режиме. А потому многое, подсмотренное тогда фотографом, сегодня кажется любопытным историческим казусом: либо стало анахронизмом и позабыто, либо вошло в режим обыденности, типичной для урбанистической среды. Потому можно сказать, что в этой серии Андрей Райзер работал не только с ошеломляюще непривычными типажами и новыми, шокирующими ситуациями: он работал с режимами и церемониалами протекания времени.
Серия "Domenica und die Herbertstrasse" получила золотой приз Кодака " Фотокнига -81", первый приз Art-Director-Club, в 1982 году была признана лучшей книгой среди 50 изданий, представленных немецкой книжной торговой палатой.